Новые расходы на эти цели составят $550 млрд в течение пяти лет — остальное есть в действующих программах.
Изначально план был заявлен в объеме $2,3 трлн за восемь лет, но предусматривал увеличение налоговой нагрузки — в частности, за счет повышения корпоративного налога с 21% до 28%. В одобренной версии повышение расходов предлагается компенсировать перераспределением средств из других статей, в частности, выделяемых на борьбу с пандемией. Тем не менее, по оценке Congressional Budget Office, это приведет к увеличению дефицита бюджета на $256 млрд в течение десяти лет.
Увеличение расходов на инфраструктуру является одним из двух ключевых приоритетов для администрации Джо Байдена. Первый, по существу, является расширением аналогичной программы администрации президента США Барака Обамы, который по целому набору причин реализован был в небольшой части. Второй — план поддержки семей — предусматривает увеличение социальных расходов. Оба приоритета были расписаны в представленном в июне проекте бюджета на 2022 финансовый год. Его расходная часть оценена в $6 трлн при доходной части в $4,17 трлн. Дефицит бюджета составит $1,84 трлн, что существенно меньше, чем было в этом году ($3,67 трлн при расходах в размере $7,25 трлн, в отношении к ВВП США дефицит должен сократиться с рекордных 16,7% до 7,3% и до 4,7% в 2023 году).
При этом еще в марте был утвержден второй за время пандемии крупный пакет помощи американской экономике в размере $1,9 трлн: это позволило сохранить антикризисные выплаты, но резко повысило уровень дефицита на этот год.
Меры поддержки, не вошедшие в инфраструктурный план, были перенесены в более масштабную инициативу демократов — на $3,5 трлн. Она рассматривает «инфраструктуру» очень широко: охватывает широкий спектр расходов — от бесплатных детских садов до расширения покрытия медицинского страхования, в том числе для пожилых. Утверждение этой части плана будет невозможно без повышения налогов. В выдвинутом ранее плане по увеличению соцрасходов (в июне его объем составлял $1,8 трлн на десять лет), компенсировать новые траты предлагалось за счет повышения ставки подоходного налога с 37% до 39,6% для семей с доходом свыше $400 тыс. и резко — с 20% до 39,6% — повысить ставку на прирост капитала (capital gain) для тех, чей доход превышает $1 млн.
Влияние плана на дефицит бюджета и госдолг будет зависеть от сбалансированности доходной части (то есть повышения налогов). В любом случае, представители демократической партии не смогут рассчитывать на поддержку республиканцев в принятии пакета, но с учетом большинства в обеих палатах планируют использовать особую процедуру одобрения. В то же время влияние увеличения фискальных расходов на инфляцию и рост американского ВВП уже отмечается и ФРС США, и международными аналитиками, в частности, МВФ. Напомним, ФРС прогнозирует, что цены в этом году вырастут на 3,4% (3% за вычетом продовольствия и энергии), но в 2022-м замедлятся до 2,1%.
При этом инфляция потребительских расходов, на которую ориентируется регулятор, в мае выросла на 3,9%, в том числе за вычетом продовольствия и энергии — на 3,4%, месяцем ранее показатель составлял 3,6% (3,1%). Но индекс роста цен (исторически показывает более высокую инфляцию) показал в июне ускорение до 5,4% (0,9% месяц к месяцу).
Что касается роста ВВП, то его увеличение во втором квартале на 6,5% в годовом исчислении (то есть если бы такими же темпами экономика росла не только в апреле—июне, а весь год) оказалось ниже ожиданий, однако фискальные меры могут разогнать рост в этом году до 7% (прогнозы ФРС и МВФ после корректировки оказались сопоставимы).
На следующий год в фонде и вовсе повысили прогноз на 1,4 процентного пункта, до 4,9% (в ФРС в июне ждали прироста на 3,3%, но эта оценка, вероятно, будет повышена в сентябре). ФРС уже дала слабый сигнал о возможном сокращении программы выкупа активов, отметив приближение экономики к целям по инфляции и занятости,— утверждение новых планов, вероятно, ускорит нормализацию политики регулятора.
Отметим, что сами по себе инфраструктурные программы в США, призванные закрыть часть различий в состоянии инфраструктуры в США в сравнении с развитыми странами ОЭСР, обсуждаются уже не менее 12 лет, а «социальная» программа в целом призвана сблизить стандарты социального перераспределения в США и Европе, к чему демократы в США призывают в целом с 1980-х. То, как медленно это, вполне естественно, происходит, демонстрирует масштаб реального сопротивления этому значительной части американского общества.