Российские бомбардировщики сбросили на позиции «Исламского государства» в Сирии авиабомбы с надписями «За наших» и «За Париж». Мы мстим и за своих людей, взорванных на рейсе А321 над Синаем, и за французов, убитых фанатиками в Париже.
С жаждой мести идут сейчас к сирийским берегам и моряки кораблей ВМС Франции. Лидер эскадры — авианосец «Шарль де Голль» — уже вышел на связь с находящимися в том же районе кораблями ВМФ России. Мы снова вместе с французами — как в годы войны с фашизмом.
Вновь ответом на общую опасность становится мобилизация всех сил. Солидарность и уверенность в неизбежной победе — тоже одни для двоих.
На днях — негромкая дата: 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. С предложением направить в Советский Союз группу летчиков и авиамехаников для участия в боевых действиях против фашистской Германии к Сталину обратился глава комитета «Сражающаяся Франция» генерал де Голль. Руководитель нашего государства дал добро — мы никогда не отказывались от заключения союзов против общего врага.
Так родилась французская истребительная эскадрилья «Нормандия». Позже она стала полком и обрела новое имя. За проявленное мужество при форсировании реки Неман полку было присвоено почетное наименование «Неманский», и с тех пор он стал называться «Нормандия–Неман». Его боевая слава облетела весь мир: 5240 боевых вылетов, 900 воздушных боев, 273 сбитых немецких самолета. Четверо французских пилотов стали Героями СССР. 42 погибли в нашем небе за общую победу.
Если о подвигах отважных летчиков «Нормандии–Неман» помнят и в Москве, и в Париже, то на западе Европы благополучно забыли, что именно наша страна помогла союзной Франции остаться великой державой. В 1944 году в планах Вашингтона и Лондона на послевоенное устройство такого не было и в помине. На Ялтинскую конференцию в январе 1945 года представителей воюющей Франции вообще не пригласили — на этом настояли американцы и англичане.
Генерал де Голль отправился в Москву, где в Кремле Сталин подписал с ним договор о союзе и военной помощи, а затем, несмотря на козни англосаксов, добился, чтобы Франция была признана в числе стран-победительниц. По настоянию Москвы в ночь с 8 на 9 мая 1945 года французский генерал де Латр де Тассиньи вместе с полководцами других союзных держав принял в Карлсхорсте капитуляцию вооруженных сил Германии.
Отношения между государствами, как и между людьми, меняются.
Россия участвовала в пяти из шести коалиций против набирающего силу Наполеона, и Суворов крепко бил французских маршалов в Европе, а в 1812-м Бонапарт пришел к нам с мечом. В 1853-м французы вместе с англичанами и турками воевали против нас, осаждали Севастополь. Язык галлов взявшие Париж донские казаки обогатили словом «бистро», а в русский лексикон вошло словечко «шаромыжник». Но дружили мы с ними больше, чем дрались.
Так исторически сложилось, а из жестов ответной доброжелательности мы помним знаменитую речь президента Франции Шарля де Голля о Европе «от Атлантики до Урала». Личное неприятие истово верующим католиком коммунизма отошло тогда в сторону — ради национальных интересов. В политическом союзе стран Европы любящий свою страну и свой народ — и не забывший союзной помощи России — политик видел альтернативу «англосаксонскому» НАТО.
Политические наследники генерала де Голля под США и Великобританию «легли» безропотно, и, черт побери, суетливые метания с «Мистралями» — это совсем не по-мушкетерски...
По-настоящему друзья проверяются только в беде. Сегодня она пришла — и к нам, и к ним. Президент России Владимир Путин приказал командованию нашей Средиземноморской эскадры взаимодействовать с военными моряками Франции как с союзниками.
Символично имя спешащего сейчас к берегам Сирии авианосца.
В 1988-м, при закладке, корабль назвали «Ришелье», но на следующий год поняли, что в качестве символа величия Франции больше подходит имя генерала де Голля.
Действительно: Франция — это государство гордого и верного союзническому долгу солдата, а не хитроумного кардинала. И уж совсем не страна ублюдочного «Шарли эбдо».
ЦИТАТА
Виктор Озеров, председатель комитета совета федерации по обороне и безопасности
Необходимо создание антитеррористического фронта. Чтобы, как и 70 лет назад, террористы, как и нацисты, оказались на скамье международного трибунала. Хотелось бы пожелать, чтобы союзники открыли фронт более оперативно, чем Второй фронт в годы Второй мировой.