В Советском Союзе всегда уважали власть, силу и опыт и обесценивали красоту, этикет и утонченность. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев считал, что вооруженные силы и освоение космоса помогут СССР выиграть холодную войну, и даже не предполагал, что нужно уделять время своему внешнему виду, чтобы завоевать уважение зарубежных союзников и повлиять на репутацию страны на международной арене. Тем временем в США мода и гардероб уже были такими же мощными инструментами политической борьбы и агитации, как предвыборные лозунги или встречи с избирателями. Например, Джон Кеннеди всегда носил костюмы, сшитые по индивидуальному заказу, имел огромную коллекцию галстуков, носил золотые часы Rolex и регулярно ходил к барберу. И тот факт, что он обаятельный красавчик, сыграл большую роль в его политической карьере.
На Западе стиль для женщин и вовсе был главным политическим оружием. Первые леди США продумывали свои образы до мелочей, понимая, что каждый светский выход будет детально обсуждаться в международной прессе. Жаклин Кеннеди лучше всех понимала, что она не просто жена президента Америки. Она полноценный политик, который влияет на настроения и симпатии народа. Миллионы женщин следили за тем, как Кеннеди смело оголяет плечи, задает тренд на приталенные платья A-силуэта, носит аксессуары (банты, косынки, перчатки, темные очки и шляпки-таблетки) и манифестирует жемчуг. Именно Жаклин заявила, что «жемчуг уместен всегда!», и практически не выходила из дома без своего ожерелья. Впоследствии каждая первая леди в США носила жемчуг и использовала его как самое демократичное и минималистичное украшение. Жаклин обожали чуть ли не сильнее самого Кеннеди, к ее политическим высказываниям прислушивались многие избиратели и союзники.
Тем временем над Ниной Хрущевой, которая знала пять языков, была невероятно образованна и умна, международная пресса постоянно смеялась. Да, она была почти на 30 лет старше Кеннеди, но все же выглядела слишком неухоженно и неэстетично. Например, Мейми Эйзенхауэр, с которой Нина Хрущева тоже встречалась, была даже старше ее на четыре года. Тем не менее выглядела намного моложе и элегантнее. Хрущева же вовсе не старалась выглядеть элегантнее: она не укладывала волосы, не следила за мировыми модными трендами, не носила украшения, не покупала зарубежные наряды и косметику. Нина Петровна происходила из семьи крестьян и считала, что должна всю жизнь остаться в образе женщины из народа. Только этот образ вовсе не внушал народу и международной прессе доверия и не вызывал любви. Создавалось впечатление, что даже первая леди в СССР живет достаточно плохо и бедно.
При этом индустрия моды пыталась сформироваться в СССР. Например, дизайнер Надежда Макарова — племянница известного модельера Надежды Ламановой — возглавляла Дом моделей, основанный в 1934 году. В штате у нее работала Фекла Гореленкова, которая создавала современную русскую моду и даже получила диплом за свои идеи на Международной парижской выставке. В крупных городах также были открыты ателье, где шили платья и создавали шляпы на заказ. При этом качественной одежды производили крайне мало, и стоила она очень дорого. Едва рынок начал формироваться, началась Великая Отечественная война, которая полностью убила модную индустрию на несколько десятков лет.
В период хрущевской оттепели в стране снова появились успешные модельеры, их признавали и за рубежом. В 1959 году Вера Аралова представила на выставке в Париже красные кожаные сапоги с молнией на голенище, которые в Европе стали называть «русскими». Эта обувь стала крайне популярна и успешна за границей. В 1962 году Алла Левашова открыла при Министерстве легкой промышленности Специальное художественно-конструкторское бюро (СХКБ), которое стало первым предприятием, работающим с прет-апорте. Также в начале 1960-х художник-модельер Вячеслав Зайцев начал проводить первые показы, и в них участвовала самая известная в СССР манекенщица Регина Збарская. В 1967 году Габриэль Шанель, мечтавшая побывать в закрытой стране, представила коллекцию Haute Couture осень-зима в московском Дворце спорта «Лужники». Это был один из первых показов, который прошел за пределами салона на улице Камбон в Париже.
И хотя постепенно женщины (особенно жены высокопоставленных чиновников и членов партии) начали интересоваться модой, в политических кругах значимость стиля отрицали. Ситуация изменилась лишь в 1980-х годах, когда генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Горбачев. Его супруга Раиса стала первой модной и элегантной женщиной в политике в стране. Раиса Горбачева вдохновлялась Маргарет Тэтчер. Она тоже почти всегда носила униформу — строгий приталенный жакет, юбку ниже колена и блузку. И в дальнейшем многие российские женщины — вплоть до наших дней — в политике копировали стиль Горбачевой, поэтому можно сказать, что образы Тэтчер стали основой дресс-кода современной Госдумы. В 1989 году Раиса Горбачева и Маргарет Тэтчер встретились, и, нужно признать, они были похожи.
К важным зарубежным поездкам и светским раутам Раиса Максимовна всегда тщательно готовилась. Она внимательно следила за тем, как одеваются американские первые леди, чтобы и на модном поприще выиграть холодную войну. Накануне встречи с Нэнси Рейган в 1985 году в Женеве Горбачева заказала у модельера Ирины Крутиковой песцовую шубу, чтобы выглядеть не менее богато и успешно, чем первая леди США. Раиса Максимовна, кстати, в принципе заказывала наряды только у советских дизайнеров — в Доме моды на Кузнецком Мосту, хотя французские кутюрье Пьер Карден и Ив Сен-Лоран предлагали ей свои услуги. Тем не менее многие граждане СССР презирали и ненавидели Раису Горбачеву за то, что она носит яркие и модные наряды, которые не доступны широким массам. Скорее всего, именно эта критика Раисы Максимовны стала причиной того, что российские женщины-политики до сих пор боятся носить модные и актуальные вещи зарубежных брендов, пытаясь скрыть расходы на свой гардероб и не нанимают стилиста (или по крайней мере не афишируют наличие такового).
Желание Раисы Горбачевой одеваться модно и современно, пусть и с оговоркой, что советские модельеры уступали по уровню креатива и качества зарубежным, оказало должное влияние на зарубежную прессу и международную политическую арену. Многие считали, что Горбачевы (Михаил тоже старался одеваться стильно и следить за собой) гораздо более прогрессивные и современные политики, чем все их предшественники. В политике важнейшую роль играют средства массовой информации, которые всегда используют визуальные образы для быстрой трансляции идей и смыслов. Поэтому пренебрегать модой — все равно что добровольно отказываться от оружия на поле боя.
Возможно, в глазах широкой общественности персональный стилист и зарубежные бренды — это обязательно сибаритство и расточительство. Но на деле это заблуждение. Опытный стилист знает сотни марок, понимает, какие бренды закупают действительно качественные материалы, умеет подбирать вещи по фигуре и расставлять акценты так, чтобы человек выглядел элегантно, но при этом не вычурно. Поэтому, во-первых, специалист может сэкономить деньги клиенту, потому что будет покупать одежду точечно, заранее продумывая капсульный гардероб (это гардероб, в котором все вещи легко сочетаются друг с другом). Во-вторых, стилист может найти альтернативу всемирно известным брендам, чтобы не раздражать аудиторию логотипами и узнаваемыми фасонами.
Например, услугами стилистов пользуются и Камала Харрис, которая носит доступные американские бренды, и Мишель Обама, которая решила разрушить образ строгой первой леди и сделать ставку на более приветливый образ, заигрывая с модой жизнерадостных 1950-х годов. Они обе не тратят десятки тысяч долларов на свой гардероб и не скупают жакеты Chanel и Dior, которые иногда кажутся униформой российских женщин-политиков. Последние хотели бы выглядеть как Жаклин Кеннеди, но по факту у них чаще получается образ Долорес Амбридж из фильмов о Гарри Поттере.
Конечно, не обходится без заигрывания с образом Маргарет Тэтчер — она до сих пор пример для женщин-политиков и символ власти. Но это не означает, что нужно непременно одеваться так, как бывший премьер-министр Великобритании 50 лет назад. Для российских женщин-политиков главная идея рабочей униформы — это власть и сила, которые вытеснили красоту и элегантность. И вместо того чтобы создать собственный современный стиль и использовать моду как инструмент влияния, большинство российских представительниц госслужбы становятся героинями скандалов и расследований, посвященных тому, какие суммы они тратят на вещи премиальных брендов. Поверить в благие намерения и прогрессивное мышление человека, который так выглядит, намного сложнее, что доказывает пример несправедливо недооцененной Нины Хрущевой.
Пожалуй, единственные женщины на российской политической арене, ставшие примером того, как использовать стиль в качестве инструмента влияния, — это Ирина Хакамада и Ксения Собчак, баллотировавшиеся в президенты в 2004 и 2018 годах соответственно. Остается лишь гадать, удалось бы им сохранить индивидуальный стиль, если бы они оставались в политике до сих пор, или они тоже переоделись бы в приталенный жакет, юбку-карандаш, жемчуг и туфли на низком каблуке.
Жаклин Кеннеди
Жаклин стала главной иконой стиля среди всех первых леди в XX веке. Она умела балансировать на стыке элегантности и тонких политических заявлений. Например, черная вуаль авторства Юбера де Живанши, в которой Жаклин появилась на похоронах Джона Кеннеди, стала символом общенационального траура в США.
Маргарет Тэтчер
Ни одна женщина-политик не повлияла на стиль коллег по цеху по всему миру так, как Тэтчер. Она считала, что быть стильной и быть леди — это одно и то же, и мастерски подчеркивала это в своих образах. Именно Маргарет Тэтчер показала общественности, что такое power dressing и как создать личную униформу.
Ангела Меркель
Меркель тоже всегда поддерживала концепцию power dressing, но при этом демонстрировала бережливость и скромность. Основа униформы Ангелы — это жакет на трех пуговицах, прямые брюки и ботинки на плоской подошве. Меркель всегда давала понять, что не готова тратить время на свой гардероб, потому что занята работой.
Хиллари Клинтон
Клинтон — одна из немногих женщин, прошедших путь от первой леди до госсекретаря и кандидата в президенты. Поэтому она мастерски умела сочетать женственность и властность. Да, всегда костюмы, но приталенные. Да, чаще всего черный цвет, но есть акцент в виде шейного платка или жемчуга. И обязательно — идеальная укладка.
Мишель Обама
Секрет успеха Мишель очень простой: она стала одной из немногих женщин в политике, кто отважился нанять стилиста. Икрам Голдман подсказала Обаме, что не всегда нужно ходить в строгих жакетах и жемчуге, убеждая всех в своей серьезности. Завоевать доверие народа помогут платья в стиле 1950-х, преппи-кардиганы и туфли киттен-хиллс.
Камала Харрис
Харрис тоже сотрудничает со стилистом — Карлой Уэлч, которая одевает многих голливудских звезд. Карла помогла Камале создать повседневный образ простой и патриотичной американки. Пальто песочного цвета, брючные костюмы нью-йорского бренда Carolina Herrera, узкие джинсы, блейзеры и кеды Converse стали основой гардероба Харрис.