Причины роста цен на продукты - увеличение затрат по всей цепочке, дефицит кадров (в том числе в торговле), рост спроса. Но регулированием цен проблему не решить - нужны рыночные механизмы. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев в интервью "Российской газете" также рассказал, есть ли сейчас риски дефицита каких-то товаров и к чему могут привести жесткие ограничения продаж алкоголя.
Давление на цены оказывает и кадровый дефицит, в том числе в ретейле: средняя доля укомплектованности розничной торговли сотрудниками оценивается в 85-90%. В рознице ощущается нехватка работников складов, водителей грузовиков, сборщиков онлайн-заказов, курьеров и линейного персонала торговых точек.
Другой фактор, повлиявший на инфляцию, - рост спроса на фоне повышения располагаемых доходов населения. В 2024 году мы столкнулись с опережающим ростом спроса на молочные продукты и сливочное масло, годом ранее - на мясо птицы и куриное яйцо, и это тоже отразилось на росте цен.
Несмотря на это, Россия по-прежнему один из мировых лидеров по доступности продуктов для потребителей: у нас низкая стоимость продовольствия относительно доходов населения, если сравнивать с другими странами.
Рост продаж наблюдается не только благодаря известным брендам, но и за счет собственных торговых марок (СТМ): доля СТМ торговых сетей в этой категории выросла за год почти втрое.
Другой устойчивый тренд - увеличение спроса на готовую еду, свежую выпечку и кофе в магазинах. Готовая еда стала одной из самых быстрорастущих категорий в 2024 году - ее продажи как в натуральном, так и в денежном выражении во всех типах торговых сетей росли двузначными темпами.
Вместе с тем сохраняется тренд на бережливое потребление: покупатели внимательно следят за акциями и скидками, активно используют кешбэк и программы лояльности торговых сетей - доля покупок с использованием карт лояльности составляет от 65% до 96%. Все это говорит о возросшей осознанности покупательского поведения.
Есть ли риски дефицита продуктов
Испытывают ли крупные федеральные ретейлеры дефицит с какими-то категориями товаров? Если да, то с какими и чем это вызвано?
Игорь Караваев: Дефицита нет ни в одной категории. Более того, ассортимент продолжает расширяться. Мы все ходим в магазины, заказываем доставку на дом и видим, что проблем с наличием каких-либо товаров на полках просто нет. Восполнение ассортимента было главной задачей торговли в предыдущие два года, и участники рынка с ней отлично справились.
Так, в минувшем году, несмотря на объективные сложности с трансграничными платежами и логистикой, до рекордных значений вырос ассортимент бытовой техники и электроники.
Торговые сети активно развивают собственные бренды - в 2024 году доля СТМ в продуктовой рознице выросла в среднем до 22%. Продовольственные ретейлеры расширили работу с производителями локальных брендов, в том числе с небольшими фермерскими хозяйствами. В 2024 году более 40% новых поставщиков федеральных торговых сетей были представителями малого локального бизнеса. Расширению ассортимента способствуют и механизмы агроконтрактов, и агроагрегаторы, помогающие поставлять продукцию фермеров в торговые сети.
А красной икры достаточно в магазинах? Во сколько обойдется стандартная баночка?
Игорь Караваев: Запасов икры хватит, хотя в 2024 году вылов лососевых был значительно ниже, чем в предыдущем. И это повлияло на цены - на низкий вылов наложился рост издержек производителей и дистрибуторов, в результате отпускные цены поставщиков на икру выросли более чем на 30%.
Высокий сезон спроса на икру длится с декабря до начала марта - заканчивается после Масленицы. На весь этот период ретейлеры запасли достаточно продукции - если в ноябре ассортимент икры включал 5-7 позиций, то перед новогодними праздниками он вырос почти в 4 раза и насчитывает от 10 до 25 наименований и вариантов фасовки.
Чтобы купить икру по максимально доступной цене, надо следить за промоакциями и предложениями, в том числе в СТМ ретейлеров. В крупных торговых сетях стоимость 95-граммовой баночки икры начинается с 600 руб. Это достаточно выгодное предложение на фоне среднерыночной стоимости, которая превышает 1 тыс. руб. за 100 г лососевой икры.
Самый подорожавший продукт 2024 года - картофель. Насколько велик риск его дефицита, планируется ли расширять импортные поставки?
Игорь Караваев: На фоне рекордного урожая прошлого года в этом году было собрано меньше картофеля - около 13-14 млн тонн, по оценкам производителей, против 20,5 млн тонн годом ранее. Но этого хватит, чтобы обеспечить потребности рынка как в столовом, так и в переработанном картофеле.
Эффект низкой базы по сравнению с прошлогодним урожаем, а также рост логистических издержек производителей повлияли на повышение закупочных цен на картофель в текущем году, однако в абсолютных значениях цены в 2024 году были на уровне 2021 года.
Сейчас в категории мытого картофеля порядка 85% продукции произведено российскими хозяйствами, оставшаяся часть - импорт из Беларуси. Категория немытого картофеля представлена исключительно отечественными производителями. Доля импортного картофеля растет ближе к концу зимы, когда запасы отечественного урожая начинают сокращаться, и может достигать 25-30% от ассортимента. Основные страны-поставщики на этот период - Египет, Азербайджан и Беларусь.
В 2024 году торговые сети заметно увеличили поставки российского фермерского картофеля, так что существенных изменений в объеме импорта по сравнению с прошлыми годами не ожидается.
Как бороться с ростом цен
Рост продовольственной инфляции усилил дискуссии о регулировании наценок на продукты. Может ли законодательное ограничение наценки или заморозка цен привести к снижению инфляции?
Игорь Караваев: Регулирование розничных цен в принципе неэффективно, поскольку не влияет на фундаментальные причины их роста.
Во-первых, основные составляющие цены формируются не в торговле, которая выступает конечным звеном всей цепочки. Если посмотреть на товары с наибольшими темпами роста цен в 2024 году, то практически во всех случаях отпускные цены производителей росли быстрее, чем розничные. Например, закупочные цены на картофель выросли в 2,5 раза, а розничные - в среднем вдвое, потому что ретейл смягчал резкое повышение цен за счет собственной рентабельности.
Во-вторых, торговая наценка - это не прибыль, которую ретейлер кладет себе в карман. Она на 95-96% состоит из фактических затрат торговли: на логистику, аренду помещений, заработную плату, налоги, коммунальные платежи, обслуживание торгового оборудования, эквайринг.
Очевидно, что ограничить эти затраты законодательным путем при рыночной экономике невозможно. Когда затраты растут, а наценка при этом принудительно ограничивается, торговля теряет возможность инвестировать в сдерживание цен на самые ходовые товары. Сети будут вынуждены перенести основные издержки из цен регулируемых товаров в цены прочих товаров, в результате подорожает весь ассортимент.
Исторический опыт попыток сдерживать цены законодательным путем также говорит о неэффективности этой меры. В 2000-х власти ряда стран Латинской Америки вводили предельные розничные цены на продукты, что привело к товарному дефициту, развитию черного рынка и росту нелегального экспорта продуктов в другие страны. Похожая ситуация сложилась в Венгрии, где в 2022 году был введен "потолок" розничных цен на основные продукты питания, а год спустя продовольственная инфляция выросла до 43%. На российском рынке временная заморозка цен на сахар-песок и подсолнечное масло в 2020-2021 годах также привела к их ускоренному подорожанию.
Какие альтернативы регулированию наценки могут помочь снизить или хотя бы удержать цены?
Игорь Караваев: Сдерживанию цен способствуют рыночная конкуренция и прозрачность товаропроводящей цепочки. В таких условиях за справедливую цену своим рублем голосует потребитель, а механизмы саморегулирования наиболее эффективны.
В 2024 году средняя наценка на самые доступные продукты первой необходимости в 24 товарных категориях - это овощи, мясо, бакалея, молочные продукты - в федеральных сетях составила 5,7%. Крупные игроки рынка установили наценки в пределах 10% на востребованные товары из 40 категорий - в общей сложности более чем на 500 товаров.
Но усилий одного только ретейла недостаточно. Также важен ответственный подход к ценообразованию со стороны производителей и поставщиков. Эффективно работают меры по насыщению рынка дополнительными объемами продовольственных товаров за счет регулирования импорта, экспорта и развития конкуренции среди производителей. Это приводит к расширению ассортимента качественных и доступных продуктов на рынке и сдерживанию роста цен.
Надо ли ограничивать продажу алкоголя
Вологодская область объявила войну алкомаркетам и ввела жесткие ограничения на продажу алкоголя: в будни его разрешено продавать всего два часа в день. Помогают ли такие меры снизить потребление алкоголя? Какие риски для торговли несет возможное расширение таких ограничений на другие регионы?
Игорь Караваев: Опыт введения похожих мер в других регионах показал, что они не ведут к снижению потребления алкоголя, но чаще провоцируют негативные социальные и экономические последствия. Такое резкое ограничение продаж ударит по рентабельности продуктовой розницы в регионе и ограничит развитие магазинов у дома, ухудшив общую ситуацию с доступностью продуктов питания.
По нашим оценкам, из-за новых правил в Вологодской области закроется примерно 350 продовольственных магазинов, что приведет к потере около 3500 рабочих мест и сокращению налоговых поступлений.
В такой ситуации потребители начинают переключаться на теневые каналы продаж алкоголя - покупать его с рук. Это создает условия для развития нелегальной торговли, распространения заведений-"наливаек", кустарного производства самогона.
Алкогольная категория важна для поддержания экономики продуктового магазина. При этом в сетевой рознице продажа алкоголя строго отрегулирована, продукция легальна, она не попадет в руки несовершеннолетним.
В ряде регионов - например, в Татарстане, Краснодарском крае, Псковской и Самарской областях - похожие ограничения были отменены из-за низкой эффективности.
Снижать интерес населения к спиртному нужно другими методами - создавать условия для занятий спортом и полезного для здоровья досуга, популяризации здорового образа жизни.
Правительство утвердило план мероприятий по сокращению потребления алкоголя в РФ до 2030 года. Можно говорить, что инициативы по онлайн-торговле алкоголем сейчас не имеют перспектив?
Игорь Караваев: Давайте рассуждать с позиции научных данных и исследовательских оценок. Одной из провозглашаемых целей онлайн-торговли алкоголем было обеление рынка, однако исследования показывают, что значимого эффекта на легализацию рынка это не окажет.
Центр развития потребительского рынка МГУ подсчитал, что общий эффект обеления после легализации онлайн-продаж составит не более 1%, при оценке доли нелегальной продукции в 16-22% рынка. Ожидаемый приток акцизов от обеления рынка составит 1,2-1,6 млрд руб. ежегодно. Акцизные доходы государства от алкогольной отрасли составляют порядка 500 млрд рублей, поэтому финансовая выгода от легализации онлайн-продаж крайне незначительна. Риски роста продаж контрафакта через онлайн-каналы, а также роста продаж алкоголя несовершеннолетним при этом сохраняются. В интересах потребителей и всех участников рынка необходим максимально сдержанный и взвешенный подход в этом вопросе.
Будет ли 2025 год проще
Какие вызовы для торговли вы видите в 2025 году?
Игорь Караваев: Сохраняется главный системный вызов - давление растущих издержек, которое испытывают на себе все участники потребительского рынка. Темпы роста затрат производителей на сырье, оборудование, логистику, зарплаты таковы, что конечная стоимость товаров не покрывает их в полной мере, даже с учетом инфляции. Под давлением оказалась маржинальность всех участников рынка. При этом наши главные задачи - сохранить устойчивость бизнеса и ресурсы для его развития, удовлетворять растущий спрос и по возможности сдерживать инфляцию. Это непросто, учитывая, что торговля - низкорентабельный бизнес. Средняя рентабельность по чистой прибыли крупных торговых сетей по-прежнему находится на уровне всего 2-3%.