У широкой публики может создаться (и создается) впечатление, что человек ворвался в нетронутый райский сад, Эдем, где лев возлежал рядом с ягненком, — и разрушил его до основания. Это, однако, не совсем так.
Естественный отбор: это не мы, а вулканы с метеоритами
Подсчеты палеонтологов показывают, что виды, существующие в настоящее время, составляют ничтожную часть (около 2–3%) из общего числа видов, образовавшихся на Земле в ходе эволюции: подавляющая часть вымерла. Следовательно, вымирание — столь же обычный эволюционный процесс, как и возникновение новых видов (если мы, конечно, не стоим на позициях креационизма и не думаем, что все многообразие живой природы было создано Богом несколько тысяч лет назад и с тех пор никак не изменялось).
В книге «О происхождении видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» Чарлз Дарвин вскрыл механизм, постоянно действующий в природе и приводящий к образованию новых видов. Все мы знаем со школьной скамьи, что виды образуются путем обособления форм, приспособившихся к различным (или изменившимся) условиям, а формы, промежуточные по своим свойствам, проигрывают в конкуренции формам с более выраженными признаками. Бывает так, что в конкурентной борьбе проигрывает не особь, а целый вид, в этом случае он постепенно вытесняется более успешным.
Нынешний экологический кризис — далеко не первый в истории Земли. Каждая геохронологическая эра имела свой набор видов, и далеко не все (а точнее, мало кто) дожили до наших дней. Еще основатель палеонтологии Жорж Кювье выделял эпохи в истории Земли, резко сменяющие одна другую. Пласты, содержащие останки рыб, сменяются пластами, содержащими окаменевшие останки пресмыкающихся, резко и без перехода. Кювье даже разработал теорию катастроф, объясняющую этот факт геологическими катастрофами, полностью уничтожавшими животных, живших в данное время в данной местности.
Наследниками теории катастроф Кювье можно считать многочисленные теории, объясняющие вымирание динозавров воздействием внешних факторов. Это так называемые импактные гипотезы — гипотеза гигантского метеорита Альваресов и гипотеза вулканизма. Проблема их в том, что далеко не на всякое вымирание находится свой кратер от гигантского метеорита, а они должны бы быть до сих пор заметны, если исходить из масштабов катастроф. На пермо-триасовое великое вымирание такого кратера обнаружить не удалось, зато есть гипотеза о влиянии вулканической деятельности на условия жизни в океане, где и происходили основные события вымирания. За последние 500 миллионов лет таких великих вымираний было пять, и каждое приводило к кардинальной смене биоты, то есть уходу старых видов и образованию новых.
Скорость исчезновения: держаться на уровне
Природу Земли всегда сотрясали локальные и крупные вымирания; иногда дело доходило и до массовых. Существует некий базовый уровень утраты биоразнообразия, и о массовом вымирании можно говорить, только если он превышен. Нормальным, то есть «дочеловеческим» уровнем вымирания видов, обычно считают утрату одного вида из миллиона в год (1 E/MSY). Даже если оценить естественное вымирание в год двух видов из миллиона (2 E/MSY), вымирание последнего столетия оказывается существенно выше. Правда, очень непросто подсчитать, сколько видов вымирает в год именно от естественных причин. Во-первых, непонятно, сколько видов животных и растений сейчас на нашей планете. «Оценки существующего в настоящий момент биоразнообразия колеблются от, скажем, 2 миллионов видов до 30 или даже 100 миллионов» — так описывает проблемы доктор Браулио Диас, исполнительный секретарь Конвенции о биоразнообразии. То есть среди биологов нет согласия даже по порядку величины, тем более что исследователи постоянно открывают новые виды. Прежде всего это, конечно, насекомые: им для видообразования требуется куда меньшая площадь, чем позвоночным, они мельче и легче формируют изолированные формы, скрещиваясь, например, на том растении, которым питаются.
Новые виды позвоночных открывают далеко не каждый день, поэтому скорость их вымирания можно вычислить гораздо точнее. Так, c 1600 по 1969 год исчезли 38 видов млекопитающих и 94 вида птиц. Многие из этих вымерших видов были прямо истреблены человеком, как для еды, так и из спортивного интереса. Однако некоторые виды были спасены буквально в последний момент. Так, северный морской слон был практически истреблен к концу XIX века ради добычи ворвани, люди объявили его охраняемым видом только в 20-х годах XX века. На мексиканском острове Гуадалупе оставалась колония, состоявшая, предположительно, из сотни особей. Несмотря на такую низкую численность, колония смогла успешно размножаться и снова расселяться в границах былого ареала. В настоящее время численность северного морского слона растет со скоростью 15 % в год, этот вид больше не под угрозой вымирания.
Кроме прямого истребления на мясо и жир (или перья, бивни, мускус — у кого что), человек истребляет животных и растения косвенно — путем уничтожения среды их обитания. Ничего личного против биоразнообразия человек не затаил: ему просто нужна древесина — поэтому вырубаются леса, или пахотная земля — и опять страдают леса, или очистные сооружения удорожают стоимость продукции — поэтому люди загрязняют реки и океаны. Первыми всегда страдают крупные млекопитающие. Связано это с особенностями их биологии — крупное млекопитающее может быть хищным, и тогда ему нужна большая территория для охоты, или травоядным, тогда ему необходимы большие пастбища. Все это делает животных уязвимыми, и не зря к их охране приковано большое общественное внимание. Уязвимы также все виды, имеющие узкий естественный ареал, а значит, малую численность, пока экосистема стабильна, таким ничего не угрожает. Принципиально по-другому развиваются события в эпоху экологических кризисов.
Темпы уничтожения: в ногу с динозаврами
Для того чтобы ответить на вопрос, является ли вымирание видов, происходящее в наше время, шестым великим, или так себе, штатным, необходимо оценить его темп. Энтони Барноски с соавторами (заявивший о начале шестого великого вымирания) оценивает его как нештатно быстрое. Если бы в течение 500 лет, прошедших с 1500 года, сохранялся обычный для позвоночных темп вымирания, то вымерло бы всего около 50 видов. Однако на самом деле их вымерло за это время более 600 (включая «возможно вымерших» — насчет них мы пока точно не знаем). То есть скорость вымирания больше «нормальной» как минимум на порядок, а на самом деле, видимо, еще больше.
Есть и другие черты, сближающие наше время с временем вымирания динозавров. Отечественная школа эволюционной биологии считает причиной вымирания мезозойской биоты не гигантский метеорит, а завоевание суши цветковыми растениями. Приобретя такое полезное прогрессивное свойство, как способность опыляться насекомыми, покрытосеменные растения быстро распространились по всей суше и полностью изменили облик растительных сообществ (далее по цепочке сменились кормившиеся на них виды травоядных животных, а затем хищников). Похожая история произошла и с человеком — он распространился по всей Земле и преобразовал ее согласно своим нуждам. Начал он эту деятельность давно, с самого своего появления, но индустриальная революция снабдила человека принципиально другими возможностями. Самые важные из причин вымирания (отстрел и уничтожение место обитаний) обычно связаны с промышленным освоением территорий. Если отстрел для нужд промышленности прекратился (вместо ворвани теперь используются нефтепродукты), то уничтожение местообитаний продолжается.
***
А за последние 15 лет, прошедших с 2000 года, полностью вымер только один вид. Моллюск. И кажется, этого почти никто не заметил…
Статистика
Крупнейшие вымирания в истории Земли
440 млн лет назад — ордовикско-силурийское вымирание (исчезло больше половины видов живых существ)
364 млн лет назад — девонское вымирание (численность видов сократилась на 70%)
251 млн лет назад — пермское вымирание, самое массовое (исчезло более 95% видов всех живых существ)
199,6 млн лет назад — пермо-триасовое вымирание (вымерло не менее половины видов)
65,5 млн лет назад — мел-палеогеновое вымирание (исчезло около 75% видов, в том числе динозавры)