Несмотря на то что Кирилл Рихтер появился на академической музыкальной сцене недавно, свою лепту в популяризацию инструментальной музыки он уже внес. И дело не в композиции Where Angels Fear to Tread, написанной к чемпионату мира по футболу, не в саундтреках к кинофильмам Мокрицкого и Твердовского и не в выступлениях на фестивалях в Европе. Просто в один момент слушать неоклассику стало настолько модно, что у входа на очередную столичную вечеринку сталкиваешься с недовольным шепотком: «Ах, сегодня выступает Рихтер, надо было приходить пораньше». — «Да, я слышала его фортепианные композиции в Колонном зале Дома союзов, до мурашек...»
«Честно, я не думаю, что классика станет по-настоящему популярной, как тот же r’n’b, — пожимает плечами Кирилл. — Но у классической музыки есть другое преимущество — она проникает во многие сферы — спорт, кино, а композитор превращается в серого кардинала: часто его никто не знает в лицо, но все слышали его музыку». Насчет «никто не знает» Рихтер скромничает: в СМИ уже давно распространилась информация о «новом Нильсе Фраме», пианисте-самоучке, окончившем институт ядерной физики МИФИ, а затем дебютировавшем с собственной коллекцией одежды на Mercedez-Benz Fashion Week.
Может сложиться впечатление, что 28-летнего композитора кидало из стороны в сторону, но в реальности он четок и последователен: преуспев в черчении в МИФИ, пошел в Британскую высшую школу дизайна на fashion-отделение. Понял, что мода счастья не приносит, и вернулся к любимому занятию детства — к музыке. «Здесь у меня профессионального образования нет — музыкальную школу окончил экстерном за год. Помню, я часто спорил со своей учительницей Ниной Васильевной из-за постановки пальцев. Многие спрашивают, кто ставил мне технику, но ответа тут нет, это моя естественная аппликатура и находки».
В начале зимы у Кирилла выйдет дебютный альбом Chronos, в который вошли композиции, написанные за последние два года. В мае он готовится выступить в лондонском Royal Albert Hall, а в июне — в Эльбской филармонии. «Я считаю себя ленивым композитором — могу больше работать, но стараюсь сохранять «баланс лени», — с улыбкой признается Кирилл. — Помните, у Стругацких был персонаж, который лежал на диване и говорил, что не хочет увеличивать энтропию Вселенной? Мне кажется, только с таким подходом можно творить инструментальную музыку в наше время — не гнаться за трендами, не вступать в сомнительные коллаборации, а просто жить и творить в свое удовольствие».
«Мальбэк» х Сюзанна Варнина
Сочетать любовь к музыке с любовью друг к другу и создавать хиты, которые так же прочно закрепятся в плей-листах миллениалов, как «Гипнозы» и «Равнодушие», — идеальная модель отношений по версии 24-летней певицы Сюзанны Варниной (в девичестве — Абдуллы) и 25-летнего Романа Варнина из московской группы «Мальбэк». Ребята подали документы в ЗАГС на четвертый день после первого свидания, сыграли свадьбу под саундтрек из «Игры престолов», а в конце сентября представили совместный альбом Reptiland.
«Раньше я думала, что командная работа — это не мое, я слишком требовательна и категорична, — признается харизматичная участница шоу «Артист». — А сейчас понимаю, что могу «вытянуть» какие-то прикольные штуки из каждого музыканта, а ребята — Роман или наш саундпродюсер Александр Пьяных — могут раскрыть новые грани во мне. Все наше совместное творчество — шаманский обряд». Учитывая, что в жилах Сюзанны помимо славянской течет арабская, цыганская и эфиопская кровь, сомневаться в ее словах не приходится. Следующий мистический ритуал по возвращении из концертного тура будет посвящен поиску новых аудиовизуальных решений для своего творчества и продюсированию молодых исполнителей — Лизы Громовой и Эрики Лундмоен.
GONE.Fludd
Пробиваться на вершину радиочартов и в топ трендов YouTube 24-летний артист из подмосковного поселка Тучково готовился еще со старших классов школы: «Собирались с друзьями после уроков, придумывали тексты и записывали их поверх чужих битов». Из этого хобби родился андеграундный коллектив Sabbat Cult, который сделал Сашу широко известным в очень узких кругах. Параллельно Фладд работал над сольным материалом, совмещая выступления на вечеринках в Москве с учебой в МАДИ и работой. «Крутился как мог: и листовки раздавал, и косметику продавал, и даже успел поработать в МФЦ. Но уже тогда знал, что все это временно, и не переставал писать музыку».
Выпустив своими силами три сольных альбома, музыкант привлек внимание Sony Music, которые разглядели в нем потенциал, и не напрасно. Снятый всего за один день и за 20 тысяч рублей клип на трек «Мамбл» с последнего альбома Boys Don’t Cry меньше чем за месяц собрал 10 миллионов просмотров в YouTube, а сама пластинка получила платиновый статус (в России такие выдают нечасто, за последний год платиной обзавелась разве что Лобода). «Я и представить себе не мог, что все так закрутится. Радиохит «Сети» я записывал дома, переоборудовав шкаф в будку для звукозаписи. А сейчас мне салютуют исполнители, от которых я фанател, вроде Влади из «Касты» и Оксимирона. Это мотивирует работать дальше получше всяких тарелок».
«Комсомольск»
«Хотели называться «Козой-убийцей», но решили, что это слишком панковское название», — улыбается 22-летняя шатенка Дарья Дерюгина, гитаристка группы. «Да, поэтому выбрали «Комсомольск». Город-мечта на краю земли, куда молодые люди ехали строить утопическое будущее. Можно было назваться «Чевенгур», но это слишком мрачно», — дополняет 19-летняя клавишница Арина Андреева.
Полным составом — вместе с друзьями-музыкантами, барабанщиком Павлом Кочетовым и басистом Ваней Рябовым — московский квартет засветился на питерском «Стереолете», тульской «Дикой мяте», московском Пикнике «Афиши» и представил четыре мини-альбома. «Нам нравятся 1960-е, однако это проявляется только во внешнем виде. С одной стороны — короткие цветные юбки и цветастые блузки, с другой — любовь к грустным гитарным риффам а-ля Interpol».
Послушать ироничные песни про «жизнь, как в песнях Валерия Меладзе», приходят и ровесники, и тринадцатилетние мальчики, которые садятся на край сцены и мечтательно заглядывают вокалисткам в глаза. «А порой заходят к нам и бабушки — говорят, вот внучка подсказала, пойду послушаю, — и это особенно трогательно».
Cream Soda
«Мы познакомились с Ильей на Promo DJ лет десять назад, — вспоминает Дима, — тогда мы писали вдвоем дабстеп, выступали в клубах и назывались совсем по-другому». «А потом повзрослели, и наш вкус изменился вслед за вкусом тусовщиков, — добавляет Илья. — Так и появилась Cream Soda».
Первый альбом «Пожар», вышедший в 2016 году, не снискал большой популярности, однако превратил двух друзей в желанных гостей всех хаус-вечеринок на территории бывшего СССР. При создании следующего альбома к дуэту присоединилась Анна Романовская. Сборник поп-хитов с эхом диско, фанка и ретрохауса под названием «Красиво», выпущенный в этом году на лейбле Masterskaya, окончательно закрепил за троицей статус королей вечеринок и покорил сердца молодых интеллектуалов по всей России.
«С самого начала у нас был план, и мы его придерживались, — цитирует старый мем Дима. — Все сделали по канонам: бриджи, куплеты, прилипчивые припевы. Но когда закончили запись, поняли, что не знаем, что с этим всем добром делать дальше. Тогда наша знакомая предложила отправить треки Ивану Дорну. Мы написали, а на следующий день я получил эсэмэс, в котором Ваня честно признался, что послушал всего два трека, но уже готов взять нас к себе на лейбл». Как Ане работается в мужском коллективе? «Прекрасно. Я им как мама, могу рубашку погладить перед концертом и напомнить взять паспорта в тур, а они мне как старшие братья — защищают от особо назойливых поклонников».
Boulevard Depo
Крестный отец нового русского рэпа, Boulevard Depo в игре уже десять лет, но, несмотря на это, 27-летний уфимец то и дело оказывается в списках перспективных новичков: «На мне до сих пор клеймо новой школы, и это напрягает. Я эту школу давно окончил». Действительно, еще в 2014 году Депо собрал вокруг себя такие команды, как Dead Dynasty во главе с Pharaoh и уфимская кузница талантов Dopeclvb, назвал это объединение YungRussia, усадил всех в минивэн и поехал покорять Россию. В результате уже через год после их второго тура андеграундный рэп стал мейнстримом и прочно прописался в плей-листах миллениалов: «Мы решили сломать систему, и теперь новый звук везде — на радио, в кино и рекламе». В этом году Бульвар выпустил сиквел к своему альбому Rapp, который стал одним из самых обсуждаемых и прилипчивых релизов, показав фирменное «укуренное» исполнение и нетипичные аранжировки, которые меняются от трека к треку за счет приглашенных артистов вроде Ic3Peak, Summer of Haze и Лауд. Сейчас Депо готовит большой тур по России с главными остановками в питерском ZAL и московском Arbat Hall 16 и 23 ноября соответственно. «Еду показать Rapp2 и еще один взрывной EP, который как раз сводим. Фишкой живых выступлений станут гости: все, кто засветился на прошлых релизах, будут на сцене вместе со мной».
«Мы»
Музыкальный стиль группы «Мы» можно определить десятком различных способов — от «переписки влюбленных» и «баллад о созависимости» до «российского ответа группе The XX». «Главное, чтобы не называли «инди», — усмехается 26-летний Daniel Shake (Даниил Шайхинуров). — Для меня это как мозоль прошлого». Екатеринбургский музыкант знает, о чем говорит: это сейчас в паблике дуэта «ВКонтакте» сотня тысяч подписчиков, а новый альбом вошел в рейтинг самых ожидаемых релизов года. Однако этому предшествовало участие Даниэля в менее популярных проектах (Red Delishes, La Vtornik и OQJAV) и даже работа уборщиком, чтобы накопить денег на домашнюю студию. Два года назад Даниэль наткнулся на страничку Евы Краузе, 16-летней школьницы, которая скучала после переезда из Ростова в израильский городок Бат-Ям и перепевала песни под укулеле. «Я предложил Еве сделать совместную запись и подписал демку — «Мы».
За полгода дуэт выпустил трилогию «Расстояние», получил положительные отзывы Козырева и Дудя, пережил трехнедельный распад после травли в интернете и воссоединился вновь, чтобы затрагивать самые тонкие струны души и собирать миллионы просмотров на YouTube. В чем же секрет? «К творчеству надо относиться так, словно делаешь фотографию на пленку, — рассуждает Даниэль. — С одной стороны, это ответственность, требующая осознанности, а с другой — сила момента. Творить надо по принципу «либо сейчас, либо никогда».
Thomas Mraz
В век равнения на Запад, когда Уфу окрестили новой Атлантой — центром российской рэп-культуры, самого яркого ее представителя Алмаса Гатауллина называют нашим Фрэнком Оушеном и даже Weeknd’oм. «Еще часто слышу «уфимский Пост Малоне», — смеется Алмас. — Может, звучит нескромно, но в 2012 году мы с ребятами из Dopeclvb произвели настоящий фурор — стали первыми в России рэперами «новой волны», повлиявшими на индустрию в целом».
Исполнитель нашумевшего хита Ultraviolet увлекся музыкой еще в детстве, в 13 лет открыл для себя хип-хоп, позднее начал организовывать trap-тусовки, на базе которых и сформировалось объединение Dopeclvb (куда вошли i61, Glebasta Spal и многие другие артисты). Не желая участвовать в разборках из разряда «кто кого копирует», в 2017 году Томас подписал контракт с агентством Оксимирона и Ильи Мамая Booking Machine и переехал в Петербург: «Тогда в моей жизни произошел настоящий level up — я начал правильно питаться, бросил курить и почувствовал себя по-настоящему свободным и счастливым».
Несмотря на резкий переход на ЗОЖ, новый альбом Томаса будет называться Hangover, но это уже скорее метафора и вольное рассуждение на тему: «Все артисты любят хвалиться тем, как много у них денег, какой дорогой алкоголь они пьют, но никто не делится тем, что происходит потом. Лично я испытываю странное состояние, которое перетекает в творческие порывы. Похмелье как концовка чего-то яркого и классного может быть у бурных чувств. И даже зима — тоже своеобразное похмелье».