Анкара выдала Киеву пленённых в Мариуполе украинских боевиков из признанного в России террористическим «Азова». Даже самые «патриотические» ресурсы возмущаются: дескать, турки в очередной раз заставили нас утираться! Почему бы Москве в таком случае не отменить августовский российско-турецкий саммит? Знай наших, мол!
Обратная сторона «зерновой сделки»
Вот и по итогам саммита НАТО в Вильнюсе кое-кто спешит обвинить Эрдогана в двурушничестве. Мол, продал дружбу с Россией, понимаешь, за устаревшие F-16 и кредит от американцев в несколько миллиардов долларов! Я же просто напомню. Российский грузопоток через Турцию – это 150 млрд долларов в год. Мы строим туркам газовый хаб – это ещё 15 миллиардов. Строительство АЭС «Аккую» – 22 миллиарда. И это – навскидку. Что-что, а деньги считать Эрдоган умеет и с какой стороны на бутерброде намазано масло – знает. Заявления Анкары о том, что российско-турецкий саммит состоится по расписанию, тому доказательство. Побить горшки с Москвой Эрдоган явно не стремится, он лишь выполнил ряд жёстких, но не слишком обременительных (для себя и для нас, кстати) условий американских партнёров накануне саммита НАТО.
И что там у нас, кстати, с «зерновой сделкой»? С ней нас тоже «кинули» турки? Процитирую украинскую журналистку Диану Панченко, глубоко погружённую в «зерновую» тематику: «За год самых жёстких санкций, почти что без флота, Россия увеличила свой зерновой экспорт на 22 млн тонн. Примерно на 7 млрд долларов. Украина же потеряла 15 млн тонн экспорта, а в текущем году, по прогнозам американских экономистов, потеряет ещё 21% рынка. В сравнении с 2021 годом это падение в 2 раза!» То есть Россия от «зерновой сделки» имеет не просто материальную выгоду, Россия ещё и вытесняет с рынка Украину – при помощи Турции! А турки закрыли средиземноморские проливы для партнёров из НАТО, не позволяя им вмешиваться ни в ход «зерновой сделки», ни в черноморский расклад как таковой. А вмешаться Западу вроде бы самое время: «зерновой транзит» де-факто не работает с мая, при этом пропускная способность коридора сужалась месяц за месяцем, а с июня Россия вообще не пропускает суда в украинские порты. И до 17 июля – до конца «зерновой сделки» – не принимает заявки на транзит. Так на чью мельницу льёт воду Анкара – точно на украинскую? «Россия сознательно проводит стратегическую экспансию на мировом рынке продовольствия, – отмечает Диана Панченко. – Занимая украинские рынки – при помощи Турции. Одновременно Еврокомиссия вводит запрет на импорт и транзит украинского зерна, ограничивая пропускную способность логистики. То есть давит на цены внутри Украины». Агентство Рейтер между тем сообщает, что экспортёры сельскохозяйственной продукции из Евросоюза «не ждут ничего хорошего от нового сезона, потому что российские потоки зерна занимают все рынки».
Таким образом, Россия при активной поддержке Турции захватывает мировой рынок продовольствия. А это не только миллиардные прибыли, это ещё и политическое влияние – в Азии, Африке и на Ближнем Востоке. Украину же, по сути, лишают последней отрасли, приносящей доход государству. Не все битвы выигрывают на поле боя, знаете ли.
Справка
По итогам обмена пленными 21 сентября 2022 года пятеро украинских боевиков, командующих обороной «Азовстали», были выданы Турции. Командир признанного террористическим в РФ соединения «Азов» Денис Прокопенко (Редис), его заместитель Святослав Паламар (Калына), командир 36-й бригады морской пехоты Сергей Волынский (Волына), руководивший обороной майор Олег Хоменко (Апис) и полковник Денис Шлега, командовал 12-й бригадой оперативного назначения (спецназ). Также Киеву при посредничестве Романа Абрамовича и наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда выдали «парамедика» Екатерину Полищук (Пташка), главу патрульной полиции Мариуполя Михаила Вершинина, фотографа, состоявшего при Прокопенко и Паламаре Дмитрия Козацкого (Орест), а также двоих героев Украины – Евгения Бову и Льва Пашко. Освободили и двух бойцов, приговорённых в ДНР к смертной казни за военные преступления, – Константина Никитенко (Фокс) и Николая Куща (Фрост). «Прицепом» украинская сторона заполучила в результате обмена двоих американских наёмников, пятерых англичан и по одному наёмнику из Хорватии, Швеции и Марокко.
России взамен выдали Виктора Медведчука и 55 военнопленных, среди которых, предположительно, были военные лётчики. Фамилий их нам так и не сообщили.
Бесполезный обмен – или с прицелом на будущее?
Ещё неделю назад мировая пресса трезвонила: мол, после визита Зеленского в Турцию проведение российско-турецкого саммита под угрозой. Как видим, ничего подобного. Ни из Москвы, ни из Анкары новостей об отмене или переносе саммита не слыхать. А ведь в Кремле крайне чутки к нарушениям турками договорённостей – припомнить одно только сакраментальное «помидорами не отделаются». Неожиданное согласие Эрдогана на приём Швеции в НАТО – невзирая на очередные публичные сожжения Корана – тоже имеет внятное объяснение. Идёт негласный размен Балтики на Чёрное море. Удары по одесским портам и терминалам, слухи о готовящемся Михаилом Теплинским контрнаступлении на юге (подтверждённые, в частности, мэтром американской журналистики Сеймуром Хершем – он считает, что до конца лета Николаев и Одесса могут воссоединиться с Россией) – это звенья одной цепочки. В таком случае шведы в НАТО – это элемент торга, но не турок с Россией. Да, Зеленский собрал с возвращения своих головорезов с турецких курортов изрядный информационный урожай. Но много ли от него толку? Для Киева было принципиально вернуть несколько узнаваемых лиц – тех же Редиса и Калыну с Волыной. Для Москвы же принципиально в первую очередь осудить преступления «азовцев»*. Что и происходит в рамках начавшегося судебного процесса над 22 боевиками. Сколько их будет на скамье подсудимых, два десятка или две сотни, вопрос не первостепенной важности.
Кстати, о заключённой сделке, в которой фигурировали «азовцы» *, стало известно ещё в сентябре прошлого года. И Эрдоган в этой сделке почти не просматривался. Зато в ней фигурировал Роман Абрамович. Итогом сделки, напомним, стала выдача Москве украинского политика Виктора Медведчука. Над этой выдачей, да и над самим Медведчуком, принято подтрунивать – мол, стоила ли овчинка выделки? Да как сказать. В России концентрируется критическая масса украинских управленцев высшего звена – от Януковича с Азаровым до Табачника с Медведчуком. Однажды и в них может возникнуть надобность – например, чтобы они, украинские граждане, возглавили государственное формирование, созданное на линии разграничения между новыми регионами России и западными областями Украины. Вопрос этот тонкий и неоднозначный.
Транзит иссяк – да здравствует транзит?
Если в истории со сдачей в плен украинских боевиков с «Азовстали» на самом деле фигурировали высокопоставленные американские военные, их однозначно должны были допросить, а материалы «подшить к делу». Скорее всего так и случилось – и вряд ли обнародование этих материалов сыграет на руку американцам. Значит, у Москвы на руках имеются некие козыри – и замечательно. Заметьте, передача Волынского, Паламара и Прокопенко прошлой осенью была максимально неформальной, в ней не участвовали силовые структуры ни одной из сторон, а посредниками выступили частные лица. Стало быть, имелся некий резон действовать именно так – причём всем сторонам в равной мере.
С другой стороны, российская сторона делала всё, чтобы дать понять: мы-де тоже настроены искать и находить компромиссы. Международные организации – парламентёры – апеллировали к гуманизму, и Москва не стала разносить авиабомбами «Азовсталь». Из катакомб и подземных убежищ выходили наружу измождённые боевики – явно потерпевшие поражение. А российская сторона, в свою очередь, выглядела победителем, да к тому же гуманным. Вопрос лишь в том, не расценили ли эту картинку как демонстрацию слабости или неуверенности? Тут можно поспорить, наверное.
Выдача именитых «азовцев»* Турции определённо сыграла свою роль. Турки рвались в посредники-миротворцы, чему подтверждением сорвавшаяся попытка договориться в Стамбуле. Москва же заполучила союзников в «зерновой сделке», о которой было сказано выше. Речь шла не только о зерне, но и об аммиаке. Да, поставки тольяттинского аммиака из одесского порта в итоге сорвались, трубопровод повреждён, а Дмитрий Мазепин строит в Новороссийске альтернативный транзитный хаб. То, что сделка не реализуется в полной мере, очевидно – недавно об этом говорил президент России. К сожалению, многое в нашем мире в одночасье становится недолгим и мимолётным. Надо чего-то добиться – готовы играть любыми картами. А потом приходится переигрывать. Но, может быть, просто настало время радикального решения черноморской проблемы? Пока «зерновая сделка» в её прежней роли, похоже, отыграна, но кто сказал, что из одесского порта нельзя будет продолжить «зерновой транзит» через Турцию, когда этот порт (точнее все три порта) станет российским?
Сергей Марков, политолог
– Самая красивая версия передачи Эрдоганом «азовцев»* Зеленскому, которую я слышал, такая. «Азовцы»* сидели в окружении, и их ожидал позорный плен или уничтожение. А Зеленскому и США они нравились только в качестве «мёртвых героев». Но «азовцы»* хотели спастись и придумали как. С ними были американские и британские офицеры. И «азовцы»* начали американцев и британцев по одному убивать и требовать, чтобы США и Британия их спасли. Иначе они убьют всех американцев и англичан. Тогда американцы согласились на вывод «азовцев»* в Турцию. За это они уговорили Зеленского отдать России пленных лётчиков и разведчиков. Но уже в Турции американцы начали расследовать, кто из «азовцев»* убивал американцев. Поэтому, когда Эрдоган вернул «азовцев»* на Украину, он тем самым спас их от американских следователей. И так умыл американцев!
Кстати
Турки могли разменять членство Швеции в НАТО на свой приём в Евросоюз, судачат эксперты, якобы со слов Эрдогана. Но так ли это на самом деле? Турция состоит в НАТО, а за полноценным членством в Евросоюзе стоит в очереди с 1999 года, заполучив к сегодняшнему дню статус страны-кандидата и «ассоциированного члена» ЕС. Но вообще-то отсчёт европейским амбициям Анкары можно вести с 1964 года, только тогда турки пытались втиснуться в так называемый общий рынок. Но европейцы принимать к себе Турцию не спешат. Вот и профессор ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина указывает, что Эрдоган своей репликой о размене Швеции в НАТО на Турцию в Евросоюзе «просто красиво троллит европейских партнёров». «Членство в ЕС неинтересно самой Турции, – полагает Энтина, – поскольку её экономика и та степень диверсификации внешнеэкономических связей, которую сейчас Турция имеет, значительно больше, чем то, что бы могло ей дать потенциальное членство в ЕС. Турция довольно давно заморозила трансформацию своего национального законодательства под лекала ЕС». Так что говорить о «размене», похоже, не вполне реалистично. Кстати, стоит напомнить, что Стокгольм так и не выдал Анкаре курдов, которых турецкие власти обвиняли в терроризме. Да, похоже на то, что Эрдоган в самом деле не слишком надеется на скорое вступление в ЕС. А вот признание турецкого Северного Кипра он наверняка попытается обменять на принятых в НАТО шведов. Зная Эрдогана, он всегда умеет выбить то, что считает ему причитающимся.
Воистину, в этом смысле у каждого руководителя государства своя стезя. У Эрдогана получается торговаться, а у Зеленского – не получается. Накануне саммита в Вильнюсе звучали вполне обнадёживающие перспективы касательно вступления Украины в альянс, а оказалось, что все эти посулы – пшик! Зеленского не пустили подписать совместный меморандум, к тому же заставили извиняться в выступлении – фактически за шантаж альянса.