У российского следствия появился первый обвиняемый в деле о 9,5 т кокаина на судне с русскими моряками в Кабо-Верде. Арестована белгородская предпринимательница, выступавшая посредником между владельцами судна и командой, выяснили "Известия". Как оказалось, задержанная - жена испанского бизнесмена, которого уже судили за участие в картеле, тоннами завозившем колумбийский кокаин в Испанию. Подробности этой детективной истории - в материале "Известий".
В Белгороде арестована Оксана Зубарева, обвиняемая в попытке транспортировки наркотиков с целью сбыта в особо крупном размере (ст. 30, ч. 3, ст. 228.1, ч. 5 УК РФ). Информация о её аресте появилась на официальном сайте Белгородского областного суда. 50-летняя женщина стала первой обвиняемой по делу о сухогрузе ESER, задержанном ещё в 2019 году в Кабо-Верде с российским экипажем и 9 т кокаина на борту, рассказали три источника "Известий", близких к правоохранительным органам.
По версии следствия, именно Зубарева в 2018 году организовала набор команды для транспортировки крупной партии колумбийского кокаина. Показания о её роли в этом нашумевшем деле дал капитан судна - Сергей Котловский из Мурманска. Весной 2024-го он был депортирован в РФ властями Кабо-Верде после условно-досрочного освобождения. Суд островного государства приговорил россиянина к 12 годам лишения свободы по обвинению в контрабанде. Сам Котловский настаивал, что его команда была вовлечена в наркотрафик обманом.
По словам капитана, набрать команду его попросила Зубарева. Она же и выступила посредником между российским экипажем и испаноязычным бизнесменом - в контрактах моряков нанимателем значился гендиректор панамской компании Ecollve Хавьер Ортис Оламенди. После подписания документов 13 моряков вылетели в Панаму, где Оламенди встретил их и сопроводил в рейс.
Далее, следуя указаниям, которые Зубарева транслировала по спутниковому телефону, капитан повёл судно вдоль побережья Колумбии и Венесуэлы. У выхода из Карибского моря в Атлантику возле острова Тобаго, ESER встретили моторные лодки с вооружёнными людьми. На одной из них была установлена турель с пулемётом. Под угрозой применения оружия они приказали загрузить судно мешками, в которых оказался кокаин, заявил Котловский. По его словам, Зубарева передала, что заказчик настаивает на выполнении требований мужчин в лодках, и приказала следовать в марокканский порт Танжер. Оттуда наркотики меньшими оптовыми партиями (по нескольку сотен килограммов) обычно расходятся по Европе.
ЭКОЛОГИЧНЫЙ БИЗНЕС
На пути ESER к берегам Африканского континента умер старпом, страдавший серьёзным заболеванием. Зубарева, по словам капитана, настаивала на продолжении рейса. Но Котловский принял решение следовать в ближайший порт -на территории островного государства Кабо-Верде. Там судно подверглось досмотру и было задержано. Местная полиция объявила об изъятии рекордной на тот момент партии чистейшего колумбийского кокаина.
Вскоре после обыска на ESER в Кабо-Верде оказались сотрудники американского антинаркотического ведомства DEA, причём из его российского офиса тогда ещё работавшего в посольстве США в Москве. По мнению собеседника "Известий", участвовавшего в расследовании, американцы заранее имели информацию о судне с российскими моряками и незаконным грузом и готовились непосредственно к его задержанию в Марокко.
Позже выяснилось, что панамский филиал компании-судовладельца Ecollve был зарегистрирован только в марте 2018 года. Сухогруз ESER эта структура приобрела в Турции за несколько месяцев до злополучного рейса, заплатив $1 млн. У Ecolive обнаружились также филиалы в Испании, Мексике, Колумбии и Румынии. Интересно, что основная заявленная цель бизнеса компании - переработка отходов. При этом она регулярно использовала трансграничные морские перевозки. Как выяснил RTVI, директор панамского филиала оказался выходцем из администрации губернатора мексиканского штата Веракрус, осуждённого за создание преступного сообщества.
Решение владельца сначала привести судно из Турции в Панаму, а затем сменить экипаж, чтобы привлечь моряков из России, изначально выглядело странным. Но именно на пойманных с поличным русских и сосредоточилось следствие в Кабо-Верде. В итоге все моряки были приговорены к различным срокам тюремного заключения. Двое из 12 членов команды скончались в тюрьме, а оставшиеся десять во главе с капитаном вернулись на родину только весной 2024 года.
ГАЛИСИЙСКАЯ СЕМЬЯ
Российское следствие отрабатывало прежде всего следы преступления на территории нашей страны, выяснили "Известия". Собранные сведения указывали на подозрительную роль Зубаревой в этом запутанном деле. На момент задержания судна ESER она была гендиректором и совладельцем ООО "СНАД". Эта зарегистрированная летом 2018 года компания не вела какой-либо существенной хозяйственной деятельности.
Исключениями стали поставка партии отечественного лука в Латинскую Америку и импорт в Россию оливкового масла из испанской провинции Галисия. Как оказалось, в середине нулевых Зубарева жила в Испании как раз в этом регионе. В 2004 году здесь же, в городе Понтеведра, родился её младший сын.
Но наибольший интерес у правоохранителей вызвала личность мужа белгородской предпринимательницы. Им оказался галисийский бизнесмен Альфонсо Хункаль. В 2007-м, когда пара уже четыре года воспитывала общего ребёнка, мужа Зубаревой арестовали. Он оказался в числе задержанных по одному из самых громких дел о борьбе с контрабандой наркотиков в Испании. Эта операция получила название "Вспышка" (Destello). Сначала в море задержали судно с 4 т кокаина на борту. Затем по всей стране были арестованы 37 человек. Среди них оказались представители шести основных мафиозных семей Галисии и ключевой организатор всего трафика кокаина в Испанию - выходец из колумбийского города Кали по имени Хорхе Белее Гарсон. В год его картель поставлял из Колумбии в Испанию до 10 т кокаина, заявили в полиции. Уроженец прибрежного галисийского городка Буэу Альфонсо Хункаль - муж Зубаревой - был далеко не рядовым участником группировки. На момент задержания ему было 38 лет. Несколькими годами ранее он создал международную бизнес-группу Nanton, писала испанская El Pais. Её интересы были сосредоточены на рыболовстве, девелопменте, туризме и горнодобывающей промышленности. Хункаль развивал бизнес одновременно в Африке, Европе и Азии. Дела шли настолько хорошо, что бизнесмен даже финансировал собственную команду в ралли "Париж - Дакар".
Следствие же сочло бизнес Хункаля прикрытием для отмывания прибыли от торговли наркотиками. "Рыболовные компании в Мавритании, Мозамбике и Намибии могли стать для Альфонсо Хункаля источником контактов в сфере наркоторговли, хотя его деловые щупальца доходили до Китая, Индии, России и Португалии", - рассуждала тогда El Pais.
УДОБНЫЙ "РУССКИЙ СЛЕД"
В 2005 году Зубарева зарегистрировала ООО "Нантон" и в родной Белгородской области. Основным видом деятельности в документах для налоговой она указала торговлю рыбой и морепродуктами. Тогда же Хункаль приобрёл долю в мурманской рыболовной компании "НОРД Марин".
Во время судебного процесса по делу Хункаля в испанских СМИ упоминалась и Оксана Зубарева - журналисты изменили её фамилию на Зумарева. Её подозревали в попытке скрыть активы мужа от ареста, утверждала Е1 Pais. По данным издания, россиянка управляла двумя магазинами в торговом центре в городе Понтеведра, которые назывались Privet Cocinas и Uyut Hidro. Один торговал люксовой одеждой, другой - сантехникой.
Однако для доказательства причастности Зубаревой к преступлению в Кабо-Верде российским полицейским необходимо было получить показания членов экипажа. Оперативники из России летали в Кабо-Верде, но организовать следственные действия в этой стране так и не удалось. Полноценные допросы стали возможны только после возвращения экипажа ESER в Россию. В итоге в августе была проведена очная ставка капитана Котловского с Зубаревой. После этого женщина была задержана и арестована. Теперь ей грозит до 15 лет лишения свободы.
Адвокат обвиняемой от комментариев воздержалась. По мнению собеседника "Известий", знакомого с ходом расследования, Зубарева решила поучаствовать в новой огромной поставке кокаина, чтобы вернуть своей семье прежнее материальное положение. Оно сильно пошатнулось после ареста имущества Хункаля и за время его нахождения в тюрьме.
Но, по всей видимости, авантюра была изначально обречена из-за информаторов DEA в международных картелях, считает собеседник "Известий", знакомый с расследованием. По его словам, за сведения о рекордной партии кокаина с "русским следом" американская спецслужба готова была заплатить высокую цену.
Наибольший интерес у правоохранителей вызвала личность мужа белгородской предпринимательницы. Им оказался галисийский бизнесмен Альфонсо Хункаль. В 2007-м, когда пара уже четыре года воспитывала общего ребёнка, муж Зубаревой оказался в числе задержанных по одному из самых громких дел о борьбе с контрабандой наркотиков в Испании