«Я понимала, что еду не в никуда: в Петербурге находится мой старший брат. Ему на тот момент было 18 лет, мне — 15. И скорее я могла считаться его старшей сестрой, чем он моим старшим братом, потому что 18-летних мальчиков трудно назвать взрослыми. Один раз за весь год он мне сказал: «Покажи дневник». Я ответила: «Денис, пойди погуляй», — рассказывает Марина Митрофанова, исполнительница главной роли в сериале «Фиктивный брак», премьера которого состоится 10 сентября на «Dомашнем» в линейке «Сквозь слезы к счастью».
— Марина, ваша героиня Лида в сериале «Фиктивный брак» решилась на серьезный шаг: поставить штамп в паспорте ради карьерной выгоды. Как вы можете оценить ее поступок?
— Мне кажется, в этом нет ничего постыдного. Если все участники этого процесса в курсе происходящего и на это согласны. У людей случаются в жизни разные ситуации, и, чтобы их решить, они могут использовать любые методы, которые соответствуют их ценностям. Если для человека сам ритуал свадьбы, женитьбы, штампа в паспорте ничего не значит, то почему бы и нет, если того требуют обстоятельства. С другой стороны, это всегда риск и временное решение проблемы. Что же касается самой героини, то меня очень тронула ее связь с семьей, с родителями. В этом смысле легко было играть, потому что семейные ценности и для меня самой очень важны, мне это близко. Помню, как в детстве папа говорил: «Что бы ни происходило, нужно прийти домой и рассказать все как есть. Только дома тебя примут в любом состоянии, в любых ситуациях, дом — это самое безопасное место». И вот в этом мы, наверное, похожи с моей героиней: в тяжелой жизненной ситуации Лида приходит не к подруге, не к кому-то еще, а к маме. И рассказывает всю правду.
— Для меня, конечно, семья важна. И я считаю, если два зрелых человека решили быть вместе, то брак — логичное развитие отношений. Какое-то время вы встречаетесь, потом женитесь, потом рождаются дети…
— Кстати, насчет детей. У вас они есть?
— Нет.
— Такой вопрос задают, наверное, всем. Безусловно, желание быть бабушкой и дедушкой совершенно естественное, когда у вас взрослые дети. Другой вопрос, как именно проявляется это желание. У меня в этом смысле родители очень тактичны, они ни в коем случае никогда не давят и всегда оставляют право выбора и решения за мной.
— Многие девушки заранее знают, как назовут детей, когда они родятся. У вас есть план?
— Помню, когда я была маленькая, мне хотелось назвать дочку Эмма, потому что была группа Spice Girls, и мне очень нравилась солистка Эмма Бантон…
— А потом пришла Эмма Уотсон и все испортила...
— Да нет, кстати, хорошая актриса. В честь нее тоже можно назвать дочку.
— Если мы говорим про Голливуд, есть ли для вас какой-то образец для подражания, у кого хотелось бы поучиться? Многие называют Мерил Стрип…
— Конечно, она замечательная актриса, но я не вижу смысла кому-то подражать. Можно подметить какие-то вещи, которые тебе близки в плане поведения, дисциплины, чего-то еще. А вот назвать кого-то своим учителем я не могу. При этом восхищаюсь актерами и актрисами, которые тратят большое время на подготовку к ролям — это классно. У нас, к сожалению, не всегда есть на это время. У меня бывало и такое, что на роль утверждали за два дня до начала съемок. Единственное, что я успевала, это прочитать сценарий, выписать себе линию персонажа и примерно расставить акценты — главные сцены, проходные, связующие. Ну хотя бы понимала, что мне предстоит делать. Хотелось бы такого проекта, где будет отведено время на репетиции, на поиск персонажа с коучем. Мы же играем не для себя, а для зрителя, и хочется более тщательно подходить к съемочному процессу.
— Вы родились и выросли в Сургуте, в 11-м классе доучивались в Санкт-Петербурге, а потом поступили в Щепкинское училище в Москве. Правда, что вы до сих пор храните билеты на поезда и самолеты?
— Да, где-то они лежат. В период поступления ездила в плацкарте. В ночь выезжала из Санкт-Петербурга, где училась последний год школы. Утром оказывалась в Москве. А вечером снова садилась на поезд и возвращалась в Питер. Сейчас уже такую коллекцию билетов не соберешь, все они электронные. Вообще, раньше у меня было больше желания что-то сохранить на память. А сейчас, с возрастом, наоборот, стараюсь «расхламиться». Вот, например, есть у меня какая-то вещь, смотрю на нее: вроде классная. Но я не ношу ее больше года, поэтому легко отдаю тому, кому она больше пригодится. Чем меньше вещей, тем легче существовать.
— Ваша героиня Марина в сериале «Любовь во всем виновата» также стремится избавиться от лишнего и от прошлого. Какая она?
— Опять же, у нее очень сильная связь с семьей, несмотря на то что Марина уехала и превратилась в некоего «достигатора» со своими целями, карьерой. Семейные ценности — они такие! На какую бы дорожку ты ни свернул, куда бы ни пошел, ты от них не избавишься, они в тебе уже проросли. Моя Марина бросила все и уехала на малую родину.
— А кстати, почему из Сургута вы еще школьницей перебрались именно в Санкт-Петербург?
— У меня есть брат, Денис, он старше меня на три года. После десятого класса его отправили в Петербург, чтобы он подтянул свои знания. В Сургуте он попадал в плохие компании, маму это, конечно, беспокоило. И она нашла объявление в газете о наборе в питерскую школу. В общем, отправили его в культурную столицу, чтобы он стремился к чему-то большему, а не просто проводил вечера с друзьями по подъездам. К тому моменту, как он переехал, у меня уже возникли мысли о театральном образовании, а в Сургуте эту мечту не осуществить. Да, там есть театр, но он один, и в нем ты, скорее всего, не получишь багаж знаний, необходимый для поступления в одной из столиц. Я в 15 лет была достаточно осознанным ребенком и понимала, что мне нужно погрузиться в особую среду. Я сама нашла школу, где внимание уделялось искусству, и сказала родителям: «Вот в этой школе есть творческие семинары, там изучают историю русского и зарубежного театра, мне все это надо знать».
— Судя по всему, родители вам очень доверяли.
— Да, это точно. В этом смысле они суперуникальные. Я знаю много историй, когда ребенок хотел поступать в театральный, а ему запрещали: «Не смей. Сначала получи нормальную профессию». У меня такого не было. Они с огромной поддержкой и пониманием относились ко всему, что я делаю. Спасибо им за это, конечно, большое.
Кстати, когда мы провожали брата, и родители, и бабушка, и дедушка — все плакали, переживали. А со мной было как-то проще. Я знала, что родные всегда рядом, даже если физически находятся за три тысячи километров. К тому же я понимала, что еду не в никуда: в Петербурге находится мой старший брат. Ему на тот момент было 18 лет, мне — 15. И скорее я могла считаться его старшей сестрой, чем он моим старшим братом, потому что 18-летних мальчиков трудно назвать взрослыми. Один раз за весь год он мне сказал: «Покажи дневник». Я ответила: «Денис, пойди погуляй».
— Какими были ваши первые впечатления, когда вы оказались в Санкт-Петербурге?
— Подумала: «Какой прикольный город, но почему так пасмурно?» Я не чувствовала себя героиней кино, которая, прибывая на незнакомый вокзал, думает о том, что же дальше делать и как жить. У меня все происходило легче и веселее.
— Поехали сразу гулять, по клубам?
— Нет, слава богу, это меня никогда особенно не интересовало. В Сургуте — еще может быть, но родители меня не отпускали, так интерес к клубам и отпал.
— Тогда, наверное, стали ходить по театрам…
— За короткое время в Петербурге я посмотрела гораздо больше спектаклей, чем за последующие четыре года в Москве. Занятия в школе заканчивались в два или в три часа дня, и была возможность ходить на спектакли. А в Москве учеба заканчивалась в девять, в десять, а то и в одиннадцать вечера.
— Марина, а как девушка из Сургута смогла запросто поступить в престижную «Щепку»?
— У меня интересный путь. Я ощущала пробелы в культурной жизни по сравнению с одноклассниками, и мне, конечно, хотелось наверстать. И, наверное, это бешеное желание учиться, познавать меня двигало. Как-то — в тот момент, когда я уже поступала в училище — одна преподавательница сказала: «Марина, пойми, скорее всего, ты не поступишь. Конкурс большой. Но у тебя есть хорошие данные, например, на то, чтобы стать театроведом».
— Вас это не обидело?
— Как ни странно, нет, и не разозлило. Меня разобрал азарт: «Вот думает человек, что я не поступлю, а я возьму и поступлю!» Что и сделала. И из класса, по-моему, была единственная, кто поступил сразу, в первый же год, да еще и в вуз из первой пятерки, считающихся топовыми. Это придало мне уверенности, что я иду правильным путем и что не всегда и не всех нужно слушать. Надо чувствовать себя и следовать за своими желаниями.
— Вы хотели именно в Щепкинское и никуда больше?
— Я долго выбирала между Питером и Москвой, и, когда попала на третий тур в «Щепке», Василий Иванович Бочкарев, который набирал курс, сказал мне, что, если пропустит меня на конкурс, это еще не значит, что я поступлю на курс. И спросил: «Ты еще где-то проходишь?» Я говорю: «В Петербурге, и меня там ждут на второй тур». А он: «Ну смотри, выбирай, либо будешь пробоваться у меня, но не факт, что получится, либо поедешь пробоваться в Петербург — и тоже наверняка никто не знает». И я, маленькая девочка 16 лет, сидела и решала, где же продолжить свой путь, в Москве или в Петербурге. И все-таки решила биться за Москву. В конкурсе нас было, по-моему, около 40 человек, а на курс взяли 30 — не много отсеялось, но тем не менее. Помню, накануне конкурса я двое суток ничего не ела — все время находилась в дороге, было некогда. Мне пришлось съездить в Петербург за документами, я была в диком стрессе. Приезжаю на репетицию конкурса, выхожу читать программу, первое произведение — басню «Свинья под дубом». Потом стихотворение Марины Цветаевой — «Марина» конечно же. Василий Иванович говорит: «Нет, это все не то». Я читаю еще что-то — опять не то: «Ну плохо, плохо читаешь». А я минут двадцать назад чуть в обморок не упала. И все, у меня пошли эмоции, я начала прямо рыдать на сцене. И он говорит: «Вот, а сейчас читай Чехова, «Анну на шее». Но я понимаю: не то что читать, я уже дышать не могу… Решила, что сделала неправильный выбор, что вообще никуда не гожусь, что мне стоит сидеть дома и я ничтожество. Напридумывала себе всякого. Но когда прочитала, он говорит: «Все хорошо, вот это и будешь читать на конкурсе». Василий Иванович прекрасный мастер, мне очень нравилось у него учиться.
— Жили в общежитии?
— Нет, но очень хотела.
— Что же помешало?
— Родители были против. Они родом из деревень, многое повидали в своей жизни и очень переживали за то, как я буду жить в общежитии. Когда я поступила на учебу в Москву, они созвонились с друзьями, которые сдавали квартиру, и сняли ее мне. За МКАДом, в районе Выхино. А я очень хотела жить в общежитии. Мама говорила: «Ты не понимаешь, тебе нужна своя комната, свой душ, ты же девочка». Родители знали, что такое жить в некомфортных условиях.
— К ребятам в гости в общежитие ходили?
— Конечно. Но там была строгая женщина-комендант, мы все время какими-то обходными путями туда проникали.
— Ваш путь в большое кино, как и у многих артистов, начался с рекламы...
— Я училась на втором курсе, съемки проходили на Кубе, мне помог мой агент. Сначала я отказалась, в тот момент был разгар учебного года, и я думала, что не стану отпрашиваться на какую-то рекламу. Потому что в институте мы именно в это время получали основные знания, которые нам пригодятся в будущем. Но агент объяснила мне, как это все работает: «Ты с ума сошла? Тебя уже утвердили, ты попадешь в черный список!» В итоге я договорилась с педагогами и полетела на Кубу.
— Какой вам выплатили гонорар и на что вы его потратили?
— Насколько я помню, гонорар был сто тысяч рублей. Мы, конечно, дольше летели до Кубы, чем там находились, но деньги пришлись кстати. Я потратила их на отпуск с подружками в Черногории.
— Какие съемки оказались для вас самыми сложными?
— Пожалуй, последние — сейчас я снимаюсь в продолжении проекта «Настенька» на ТВЦ. Мы работали в жару +33 градуса, а я по сценарию в джинсовой куртке. Это было просто невыносимо, мы просили снимать в темпе, шутили, что по мере испарения из нас влаги с такой же скоростью испаряется и текст.
— Есть ли у вас такие роли, на которые вы сейчас не стали бы соглашаться?
— Пожалуй, нет, вообще ни один проект я не считаю сделанным зря, потому что в каждом кино или сериале ты получаешь новый опыт, знакомишься с новыми партнерами. Думаю, пригодится, ведь я занялась продюсерской деятельностью.
— Уже что-то сняли?
— Я на пути к этому, не все сразу. Когда работаю на каком-нибудь проекте как актриса, иногда чувствую себя засланным казачком, потому что смотрю на группу, общаюсь с людьми и думаю: «О, это очень хороший художник по гриму, я себе запишу». Пока я спродюсировала трейлер для спектакля Александринского театра.
— Интересно!
— Да, такая странная история, это-
го никто не делал еще, насколько я знаю. Обычно трейлеры к спектаклям — видеонарезка из самого спектакля. У нас же был написан отдельный сценарий. Сняли эту работу с актерами театра, и получился шестиминутный короткий метр. Мы его отправляли на разные фестивали, и даже награды получили.
— В одном из сериалов, где вы сыграли главную роль, за вашей героиней довольно настырно ухаживает бывший поклонник. А как вы повели бы себя в такой ситуации?
— Если бы человек оказывал какие-то знаки внимания, а я бы понимала, что мне с ним не по пути, то, наверное, сразу сказала бы ему об этом. Мне кажется, так ты избавляешь человека от каких-то иллюзий. Он ведь совершает огромное количество действий для того, чтобы тебя заполучить. Зачем же вводить его в заблуждение, провоцировать, говорить: «Ой, спасибо, мне так приятно, но именно сегодня я никак не могу»?
— А вам приходилось в жизни кому-то что-то доказывать?
— Мне кажется, в первую очередь — самой себе. Бывают депрессивные периоды, когда думаешь: вот, ничего у меня не получается. Мы же хорошо знаем, в чем правы, а в чем неправы. Часто задаешь себе сложные вопросы, а внутри ответы уже есть — понимаешь, где и что сделала не так, где не тем путем пошла. А доказывать что-то кому-то вокруг… Ну наверное, это пробуждает азарт, но, по большому счету, людям все равно.
— В споре «собачники» против «кошатников» вы уже заняли сторону?
— Да, у меня собака породы сиба-ину, ее зовут Кейко. Это моя лисичка, ей восемь с половиной лет. Характер у нее бывает вредный, но, с другой стороны, она очень спокойная, я могу брать ее везде с собой даже на пробы и съемки. Это мой друг, товарищ, мы много где путешествовали вместе, она испробовала все виды транспорта: и на лодках плавала, и в электричках перемещалась, и в поездах, и на самолетах летала. Конечно, она трусишка, в самолете было «весело» сдавать ее в багаж, но и с этим она справилась. Однажды из-за тяжелой переноски случился перевес. Пришлось объявить Кейко, что нам придется худеть. Потому что ее билетик обошелся дороже, чем мой. (Смеется.)
Интересный факт
По сюжету сериала персонаж Марины — активная и целеустремленная Лида учится в магистратуре и работает в модном доме Петербурга. Ее родители владеют небольшой ткацкой фабрикой, а Лида одержима идеей вывести семейный бизнес на новый уровень. Ради стажировки за границей она готова в считаные дни выполнить условие принимающей стороны — быть замужем. С помощью подруги быстро находит мужчину, который соглашается оформить фиктивный брак...
Интересный факт
Своей любимой театральной ролью актриса считает Лидию Чебоксарову в постановке «Бешеные деньги», так как за три часа спектакля Марине приходится перевоплощаться в пять разных образов.
Интересный факт
За последние годы Марина стала звездой мелодрам, снявшись во многих ярких многосерийных проектах. Среди них такие успешные картины, как «Мой лучший враг», «Несладкая месть», «Завтра будет новый день», «С меня хватит», «Хрустальная мечта», «Солнечный ноябрь», «Неродная дочь» и «Любовь во всем виновата».
Интересный факт
К театру Марине удалось приобщиться в среде настоящих профессионалов — «Содружестве актеров Таганки». Однако она не боится и независимых проектов и постоянно пробует новое, так же как и в кино. Например, жюри фестиваля в Лос-Анджелесе высоко оценило работу актрисы в коротком метре — криминальной комедии «Экстрим». Из Америки Марина Митрофанова увезла статуэтку за лучший проект.
Интересный факт
Марина относится к тем редким людям, которые недолюбливают... весну. «Несколько лет назад карантин идеально совпал с моим мироощущением: когда ты не хочешь выходить из дома, потому что на улице просто появилось солнце и все бегут навстречу весенним денечкам. Карантин заставил всех жить, как я обычно. И еще весной я всегда ухожу в спячку в знак протеста всем радующимся».