1 Ешьте вместе с детьми.
Конечно, у всех членов семьи разный распорядок дня, и вряд ли получится проводить совместно каждую трапезу. Но найдите для этого время хотя бы раз в день: пищевые привычки формируются за столом, а не на лекциях о правильном питании. Дети учатся пищевому поведению не только у родителей, но и у всех, с кем им приходится есть. И это хорошо: полезно иметь перед глазами много разных примеров, как надо себя вести, и как не надо. Если ребёнок слишком мал, чтобы сидеть за столом, возьмите его на колени или посадите в детский стульчик, чтобы он мог «участвовать» в трапезе. Дети любят подражать: если родителям нравится находиться за столом, ребёнок захочет побыстрее к ним присоединиться.
2 Дети очень наблюдательны и отслеживают все родительские эмоции.
Если во время совместной трапезы ребёнок заметит, что взрослые испытывают тревогу или чувство вины по поводу еды, то он тоже будет настороженно относиться к тому, что ест. Поэтому, чтобы передать ему хорошие пищевые привычки, нам самим стоит с симпатией относиться к тому, что мы едим.
3 Дайте ребёнку возможность пробовать и учите его оценивать вкус.
Умение дегустировать приходит постепенно. Ребёнок, видя, как мы неспешно наслаждаемся каждым нюансом вкуса, начнёт подражать. Ему уже интересно играть в эту игру, остаётся только добавить слова. «Как тебе салат? Этот пряный привкус даёт базилик. Чувствуешь аромат? В прошлый раз я его не добавляла. Тебе нравится?»
4 Знакомьте ребёнка с традициями и правилами поведения за столом.
Еда даёт возможность почувствовать себя частью семьи. Глядя на близких, ребёнок сначала учится держать ложку, потом есть с помощью ножа и вилки. Сегодня хорошие манеры – это не строгий этикет прошлых веков. Правила поведения за столом отличаются не только в разных странах, но и в разных семьях. Важно, чтобы ребёнок ел так, как и окружающие его взрослые – с уважением к пище, к другим людям и в конечном итоге к самому себе.
5 Рассказывайте ребёнку про еду, которую едите.
Расскажите ему историю пиццы, пасты, шоколада. Где и когда появился рецепт? Например: «Это пирог я испекла по рецепту твоей бабушки. Когда мне было столько лет, сколько тебе, мы вместе пекли его осенью, когда на даче созревали яблоки. А сейчас можем есть его и весной, потому что яблоки нам привозят из тёплых стран». У каждого блюда есть увлекательная история, которая запомнится ребёнку и превратит еду в приключение, наполненное радостными открытиями.
6 Учите ребёнка слышать свои желания и обсуждайте с ним меню.
Сегодня нам доступны продукты на любой вкус. И желание съесть что-то определённое – не пустой каприз: этим желанием наше тело подаёт сигнал, в каких питательных веществах оно нуждается. Так внутренние механизмы регуляции получают доступ к нашему сознанию. Но если каждый будет есть своё (даже за общим столом), трапеза вряд ли нас объединит. А потому меню стоит обсуждать, заранее договариваясь с ребёнком: «Давай сегодня приготовим вкусную рыбу, за которой папа специально ездил на рынок, а завтра – курицу, как хочешь ты».
7 Устраивайте дегустации.
Новые блюда помогут ребёнку постепенно расширить вкусовые горизонты. Хотя и не стоит постоянно перескакивать с одного блюда на другое: лучше, чтобы основу составляли привычные для семьи вкусы. Выбирая в магазине йогурты, сладости или любые готовые блюда, остановитесь в каждой категории на двух-трёх – тех, что нравятся больше всего. Дело в том, что наш мозг отслеживает и фиксирует, как продукт питания влияет на наше самочувствие. И потом посылает нам сигнал: например, сейчас хорошо было бы съесть котлету, а не суп.
8 Не ставьте ребёнку условий в еде.
«Доешь всё, что на тарелке – получишь вкусняшку!» Какие выводы сделает ребёнок? Десерт – это бонус, нечто необязательное. Но он доставляет удовольствие. Значит, удовольствия от еды может и не быть. И, наверное, при любой возможности лучше наесться до отвала мороженым или шоколадом. Оставим же сладостям их законное место – в одном ряду с другими обычными блюдами, наравне с закусками, супом или горячим.
9 Учите ребёнка распознавать чувства голода и насыщения.
Учиться есть – значит учиться слышать свои ощущения, понимая: я не слишком голоден и не переел. А для этого нужно уметь отличить физиологический голод от желания поесть, чтобы успокоиться. О голоде могут говорить упадок сил, урчание в животе… А как уловить момент насыщения? «Наверное, ты был очень голоден – за минуту смёл всё, что было в тарелке! Наверное, чувствуешь, что в животе тяжеловато? Пожалуй, стоило чем-то перекусить, чтобы так не переедать. Вспомни об этом в следующий раз, когда проголодаешься».
10 Учите ребёнка распознавать высоко- и низкокалорийную еду.
Любые продукты достойны уважения, но высококалорийные требуют к себе особо трепетного отношения. Сладкие и жирные блюда дают организму энергию: чтобы насытиться, их нужно ничтожно мало. Вот почему, чтобы вовремя уловить сигналы насыщения, шоколад, выпечку или сыр стоит есть медленно: откусить маленький кусочек, подержать его во рту, чтобы в полной мере насладиться ярким вкусом, текстурой и ароматом. Заметить, как с каждым следующим кусочком вкус меняется, становится уже менее желанным... а затем остановиться до следующего раза, когда вернётся аппетит. Напротив, вкус овощей или зелени не сильно изменится от одной вилки к другой, надо лишь следить, чтобы не переполнился желудок. А что если ребёнок настоятельно просит шоколадку или чипсы? Сначала спросите, не голоден ли он. Если нет, может быть, что-то идёт не так? Тяга к сладкому и жирному обычно возникает, когда ребёнку не хватает тепла – внимания, ласки, добрых слов. Не приучайте его есть вместо того, чтобы говорить. Предложите ему рассказать о своих переживаниях, постарайтесь поговорить по душам. Разрешите ему съесть конфету и обсудите, почему ему так хотелось её получить. «Садись со мной, давай я тебя обниму, а ты мне расскажешь, как у тебя жизнь, что хорошего, что не очень… А потом, если захочешь, можешь взять ещё конфетку…»