ПРИСТАВКА «анти» заключает в себе не только очевидное отрицание, но и алгоритм распада и уничтожения. Даже в физике при взаимодействии частицы и античастицы, материи и антиматерии происходит полное обнуление. Термин «антикультура» аналогично означает полное разрушение культуры, по крайней мере тех ее форм, которые нам знакомы.
Сегодня мы являемся свидетелями наступления виртуальной чумы, которая может стоить нам жизни. Каковы ее симптомы? Прежде всего, тотальное и вездесущее опрощение — мироощущения, отношений, произведений искусства, общего образования. Кроме того, крах художественной и моральной системы оценки творчества. Сегодня не делается разницы между высоким и низким, между нравственным и безнравственным. Тотальная коммерциализация культурной деятельности привела к тому, что главным показателем успешности становится приносимая ей прибыль. Мы перестали создавать нечто великое, что могло бы войти в ядро нашей культуры, как это было с «Войной и миром», с «Мастером и Маргаритой» или даже с комедиями Гайдая. Наши попытки утвердиться в существующем культурном пространстве происходят главным образом за счет дешевого конфликта с ценностным ядром культуры.
Здесь мы попытались исследовать и оценить происходящее, сопоставить сегодняшнее ослабление силового поля культуры с тем, что происходило в истории прежде. Обновление культуры через периодическое столкновение с бросающими ей вызов «контркультурами» — процесс весьма рутинный, такое случалось не единожды. Можно сказать, что в свое время даже христианство выступало в качестве «контркультуры». Однако сейчас мы столкнулись с принципиально иной ситуацией. Благодаря цифровой революции, доступности создания и распространения любого контента, культуре противостоит не какая-то конкретная контркультура, предлагающая иную ценностную систему, а бесчисленное множество субъектов, каждый из которых просто самоутверждается в культурном пространстве за счет его разрушения. Другими словами, культуре противостоит энтропия, хаос. Этот самый хаос, быстро разъедающая живую ткань культуры едкая кислота и является, на наш взгляд, антикультурой, способной развернуть историю и развитие человечества в совершенно непредсказуемом направлении.
Чтобы проверить свои ощущения и получить ответы на вопросы, мы поговорили с тремя известными интеллектуалами, интервью с которыми включили в тему номера. Идеолог отечественного консерватизма, кинодеятель Никита Михалков делится мыслями о том, как захватывающая наше общество «пошлость» способна погубить его. Нейрофизиолог Татьяна Черниговская, оценивая роман человека с искусственным интеллектом, призывает нас не забывать, что мы люди, и все время возвращаться к человеческому в себе. Философ и художник Максим Кантор описывает «гуманистические» и «животные» циклы в истории культурного развития, констатируя тот факт, что сегодня человечество опускается на темное и мутное дно, где могут обитать очень нехорошие твари. Мы далеки от мракобесных предложений запретить технический прогресс, в чем нас, возможно, некоторые захотят обвинить. Интернет, гаджеты — просто инструмент. Как говорит один из наших спикеров — «ножом можно сыр порезать, а можно — человека». Мы лишь хотим привлечь внимание к «побочным эффектам» увлечения некоторыми новыми технологиями. Похоже, в человеке генетически заложен выбор наиболее легкого пути. Мы с готовностью передаем новорожденному искусственному интеллекту все свои обязанности и функции. Он за нас может считать, писать и даже думать, пока мы посмотрим смешные видео на «Фейсбуке» или полистаем «Инстаграм». Но что происходит с нами после освобождения от потребности нагружать и тренировать свой мозг? Мы опускаемся вниз по лестнице человеческого развития, утрачиваем способность понимать и создавать более сложные сущности. Мы добровольно отдаемся тому хаосу энтропии, который нас быстро поглощает.
Потому мы должны добровольно научиться «загружать» себя, чтобы оставаться людьми. В новых технологических реалиях необходимо пересмотреть устройство системы среднего и высшего образования, отказаться от идеи, что «учить детей нужно только прагматическим вещам и навыкам». Серьезно подумать о том, как и зачем использовать искусственный интеллект (интернет, гаджеты) в образовательных учреждениях, чтобы он не подменял интеллектуальные усилия ребенка, а, наоборот, чтобы ребенок учился быть его повелителем. Вернуть ценность изучения русского языка и литературы, хорошего музыкального образования. Дать обществу понять, что будущему нужен не человек-функция, не среднестатистический потребитель и производитель ВВП, а человек — мыслящий, сложный, создающий.