Россияне соблюдают осторожность и не спешат бронировать туры на лето. Ожидание нового экономического кризиса заставляет людей экономить, а проблемы с авиаперелетами не позволяют активно строить планы. Видимо, туристам придется перекраивать бюджеты и подчинять свои желания транспортной доступности.
По данным туроператоров, отечественные курорты в этом году выбрали для летнего отдыха около 85% российских путешественников. Исследование портала Superjob.ru также показало, что число сторонников зарубежных направлений снизилось относительно прошлого года: лишь 3% опрошенных сказали, что собираются за границу. При этом 20% намерены провести отпуск дома, 18% – на даче, 9% – в любом месте России, 6% – в Крыму. Около 4% респондентов вообще заявили, что этим летом отпуск брать не стоит.
Предпочтения наших туристов достаточно консервативны, говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Сергей Ромашкин. Последние 25 лет 65% россиян стабильно выбирают море. То же самое происходит и в этом году, но меняется структура направлений с учетом транспортных ограничений. Из популярных пляжных направлений фактически полеты сохранились только в Сочи, что вывело город в бенефициары. На сегодняшний день фиксируется небольшой, в пределах 5%, прирост продаж туров туда по сравнению с прошлым годом. Продажи в Крым снизились на 35%, в Анапу и Геленджик – на 20%.
«Множество наших туристов не готовы ехать на море ни поездом, ни собственным автотранспортом. Большинство россиян сейчас вообще на паузе и надеются, что самолеты полетят. Кроме того, играет роль фактор неопределенности – люди думают, сохранят ли они работу и будут ли деньги на отпуск. В условиях кризиса люди всегда начинают экономить на необязательных вещах, и туризм обычно попадает в эту категорию», – пояснил Сергей Ромашкин.
На сегодня продано не более 35% от полной загрузки отелей на пляжных направлениях в регионы с открытыми аэропортами и 20% – с закрытыми. Хороший рост показывают Калининград (порядка 30%), Кавказские Минеральные Воды (40%). На 12% за последние четыре месяца поднялся Санкт-Петербург.
Вместе с тем сомнения россиян и слабый спрос пока препятствуют бурному росту цен на размещение. Так, цены в регионах с закрытыми аэропортами приросли в этом году всего на 7–8%, в Сочи – на 13–15% по сравнению с прошлым годом. Минимальный рост в сегменте «три звезды», максимальный – «пять звезд».
«Я думаю, что неопределенность слишком высока, и хорошим результатом во внутреннем туризме будет повторение результатов прошлого года. Шансы на это есть, спрос мы ощущаем», – отметил Сергей Ромашкин.
Недоступная Камчатка
В тройку туристических направлений, которые россияне хотели бы посетить, вошла Камчатка – о ней мечтают 11% опрошенных Superjob.ru. И возможно, этим мечтам суждено сбыться. В середине апреля президент РФ Владимир Путин поручил правительству в два раза увеличить туристический кешбэк для путешествий на Дальний Восток. Более того, рассматривается возможность поднять максимальную сумму возврата для этого региона до 40 тыс. рублей, так как турпродукт на Дальнем Востоке значительно дороже.
Программой кешбэка за туры по России в 2022 году уже воспользовались более 2,4 млн человек, сообщал Ростуризм. Они оплатили путешествия на общую сумму около 44 млрд рублей, а вернули им 8,4 млрд рублей. Программа позволила увеличить уровень бронирований в 2–3 раза.
«Если бы путешествия на Камчатку удешевили вдвое, это была бы бомба. Поток увеличился бы на 30–50%», – считает Сергей Ромашкин.
Большая удаленность Камчатки – основное препятствие для развития туризма в этом регионе, пояснил он. Это очень дорогое направление из-за долгого перелета и перемещений внутри региона. Никто не едет на Камчатку, чтобы сидеть в Петропавловске-Камчатском, все хотят посетить вулканы и Долину гейзеров, а добраться туда можно только на вертолете – такой перелет стоит около 40 тыс. рублей на человека.
Впрочем, это нишевое направление, оно никогда не станет массовым, говорит Ромашкин. «Есть известная мировая статистика, что турпоток начинает угасать после четырех часов перелета. Например, более половины прибытий во Владивосток дают иностранцы – Япония, Южная Корея, Китай. Для Камчатки актуально то же самое», – пояснил он.
В Крым своим ходом
Конкурентоспособность российских направлений уже значительно улучшилась, отмечает президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Алексей Волков. Алтай и Байкал, Бурятия и Хакасия, Карелия и Калининград пользуются растущим спросом. Отели регионов загружены на 60–80%. Благодаря чартерам, запущенным Ростуризмом, путешествия в регионы стали более популярны.
«В этом году мы видим особый интерес к Дагестану, к северокавказским республикам – как в зимний период, так и в летний. Это связано с тем, что горнолыжные курорты СКФО улучшают сервис, появляются новые объекты размещения. Что касается Дагестана, то здесь также становятся популярными и пляжный отдых – развивающаяся альтернатива Крыму и Сочи, и активный туризм. В регионе есть огромное количество ярких предложений для гостей, уникальных по красоте территорий – барханы, горы, каньоны», – рассказал Алексей Волков.
Самыми популярными пляжными направлениями на лето и бархатный сезон 2022 года будут Краснодарский край, Дагестан, Калининградская область и Дальний Восток, считает эксперт. Цены на перелеты и проживание в этих регионах уже значительно повысились, а к лету, по прогнозам, еще увеличатся, если не будет восстановлено авиасообщение с Крымом.
Из-за того, что полеты в Крым недоступны, многие сейчас отказываются от своих планов там отдохнуть, начались отмены бронирования на май и летний период. Впрочем, крымские отельеры рассчитывают, что туристы приедут на собственных машинах, и уже начали расширять парковочные пространства, чтобы создать условия для безопасного размещения автотранспорта.
«Мы рекомендуем туристам пользоваться каршерингом, автопрокатом, автобусным транспортом во избежание сложностей с парковкой на месте отдыха», – комментирует Алексей Волков.
Инвесторы волнуются
Инвесторы в сфере туризма тоже берут паузу, так как невозможно сейчас просчитать экономику проекта, рассказал Сергей Ромашкин. Последние два года стройки замораживались, объекты то закрывались, то открывались. В этом году должен был случиться рестарт, но возникли новые факторы, в том числе подорожание стройматериалов, рост ставки Центробанка, к которой привязаны кредитные программы. Многие бизнесмены потеряли часть средств, хранившихся за рубежом, и переоценили свои активы. Поэтому чувствуется беспокойство насчет окупаемости инвестиционных проектов, которые сталкиваются и с финансовыми проблемами, и с логистическими.
Вместе с тем хорошие предпосылки для окупаемости строительства отелей дает такая мера поддержки, как обнуление ставки НДС – она будет нулевой в течение пяти лет после ввода объекта. Отельеры говорят, что для них это очень большая поддержка.
За последнее время в сфере внутреннего туризма произошли большие изменения, подчеркивает Волков. Отрасль стала приоритетной, приняты меры поддержки авиаотрасли, малого и среднего предпринимательства, созданы новые инструменты для стимулирования сбыта и формирования спроса на российский турпродукт – кешбэк и внутрироссийские туристические чартеры.
Минтранс совместно с Минстроем занимаются формированием транспортной доступности туристических объектов, строятся новые дороги и гостиницы. Все это позволит туриндустрии не только выжить в сложных обстоятельствах, но и выйти на более качественный уровень, убежден Алексей Волков.