Сказать «амба» самокатам хотела бы половина москвичей, а то и больше - опросы есть разные. Симмеры (СИМ - средство индивидуальной мобильности, так самокаты именует закон) сами виноваты. Отжимают у пешеходов тротуары, пугают и сбивают.
В Санкт-Петербурге в этом году хотели провести референдум о запрете электросамокатов, но власти пока идею не поддержали. В Москве пошли по иному пути: поддерживать и развивать. А заодно зарегулировать и упорядочить.
Транспортные эксперты единодушны во мнении: проблема с самокатами не была бы столь острой, будь у симмеров свое место - велодорожки. И в Москве, по сравнению с другими городами страны, их много (к концу года будет 600 км). Но все еще недостаточно, раз мы это обсуждаем.
Наводить порядок с СИМ усиленно стали с этого сезона. В первую очередь «подыграли» компании, которые сдают в аренду устройства (кикшеринг). Начали вводить систему «Антитандем». Самокат определяет, когда на нем едут два и более человека. Сканирует не только вес на платформе, иначе полные люди не смогли бы кататься, а родители, которые ставят маленьких детей, - напротив. Устройство анализирует 50 разных параметров.
Первым систему запустил сервис Whoosh. Только за выходные 18 - 19 мая отловили около 2,6 тысячи «двойных» поездок.
- Это меньше 1% всех поездок. Когда «Антитандем» срабатывает, пользователю приходит уведомление в приложение. Самокат начинает замедляться, ехать на нем становится неудобно. После оповещения большинство либо прекращают аренду, либо берут второй самокат, - рассказала «КП» представитель сервиса Анастасия Шевченко.
В сервисе «Юрент» рассказали, что тоже тестируют датчики «Антитандема», но пока не включают массово.
А ЧТО ЖЕ КАМЕРЫ
Свои самокаты кикшеринги этой весной стали оснащать номерами - чтобы их смогли считывать камеры. Вообще симмеры - зона ответственности ГИБДД. Но экипажи на улицах нынче редкость. Да и самокаты - на тротуарах, а инспекторы - на дорогах.
За апрель с помощью камер в Москве оштрафовали 15 000 самокатчиков, еще 7000 - заблокировали в сервисах аренды. Наказывают за езду вдвоем, небезопасное вождение. Санкция - в рамках договора аренды с сервисом (в среднем 500 - 1000 руб.) Работает так: камеры ЦОДД считывают нарушения, номер самоката и отправляют его сервису аренды. А те уже карают.
Госавтоинспекция тоже проводит рейды. Сейчас любое нарушение, даже наезд на пешехода и езда в пьяном виде, наказывается 800 - 1500 руб. Все громче голоса за увеличение размера штрафа.
Как только появились номера, их стали ломать и срывать. Сами сервисы проблемы в этом не видят. Говорят, если камера определяет нарушителя, то его можно будет распознать и по части номера. Либо вычислить по геолокации: сервисы видят, кто, где и когда ездил на их устройствах.
Неурегулированной остается сфера частных СИМ. Тут надежда только на рейды ГИБДД. И новые виды дорожных камер, которые смогут не только определять личность нарушителя, но и, например, контролировать скорость. Арендные самокаты ограничены 25 км/час, как того требует закон. Частные - далеко не всегда.
СЛОВО ЭКСПЕРТУ
Большие штрафы и стена позора
- Возмущена тем, что происходит на дорогах. В этом сезоне люди на самокатах стали вести себя беспредельно нагло, - негодует директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. - Операторы готовы ввести более высокие санкции за нарушение правил. Это произойдет в ближайшие две недели. Мы готовы сделать некую стену позора. Замечу, что злостных нарушителей среди обычных пользователей - доли процента. Но эти несколько тысяч человек влияют на репутацию всей отрасли. Они портят жизнь пешеходам, автомобилистам, настраивают против законопослушных пользователей.
- А как же социальные рекламы и плакаты в Москве? Наводить порядок будем кнутом?
- Программы популяризации безопасного вождения мы продолжим. Но мы поняли, что нужна иная риторика. У нас менталитет такой! Человека организует только неотвратимость наказания. Считают, что правила носят рекомендательный характер. Мы это проходили на примере автомобилей. Камер нет - можно превышать скорость, ехать непристегнутым. Есть камера - соблюдаем ПДД.
- С камерами и другим контролем вычистим всех лихачей, и тогда все будут ездить нормально?
- Самых злостных нарушителей действительно заблокируют, у них не останется доступа к аренде. Другие будут бояться штрафов и станут соблюдать правила. Призываю всех, кто видит нарушения на электросамокате - пользователь не спешился на зебре, арендным самокатом управляет ребенок и т. д., снимайте фото и видео. Запомните время, место и отправляйте в службы поддержки операторов. Либо в наш чат-бот в Telegram t.me/Samokat_ru_bot. Такой народной дружиной неравнодушных мы сможем привести нарушителей в чувство.
А В ЭТО ВРЕМЯ
В соцсетях расходятся снимки знаков, запрещающих проезд СИМ (иконка с перечеркнутым самокатчиком) на Охотном ряду - у бывшей гостиницы «Москва» (сейчас Four Seasons). Как выяснила «Комсомолка», знаки не новые, просто народ почему-то только сейчас обратил на них внимания.
Запрет езды на электро-гаджетах на этой улице (а еще в Александровском саду, Васильевском спуске, Никольской, Манежной, западной части Большого Москворецкого моста - самом туристическом центре) появился еще прошлой весной.
С тех пор такие же знаки повесили на ВДНХ и Останкинском парке (из-за выставки «Россия»), партере парка Горького (из-за реконструкции). Самокатчикам не разрешают гонять по территории «Царицыно», «Коломенского» и усадьбы «Измайлово» (тут причина просто в комфорте пешеходов)
К сожалению, внести предложения по установке новых знаков горожане не могут. В ЦОДД, который отвечает за таблички, «Комсомолке» рассказали:
- В настоящий момент планов по установке знаков на других улицах пока нет. Как будет, обязательно проинформируем.