Весной нас поздравляли и считали счастливчиками - тех, кто уже «отстрелялся», переболел коронавирусом. Увы, похоже, эта радость оказалась преждевременной. Вокруг все больше говорят о случаях повторного заражения, они подтвеждаются научными исследованиями. О возможности повторного инфицирования и о том, на сколько хватает индивидуального иммунитета, мы выяснили у тех, кто сейчас переживает нечто подобное.
Эта тенденция массово наблюдается примерно с конца сентября. Только из моих знакомых больше десяти человек почти одновременно слегли с симптомами, до боли напоминающими вроде бы оставшийся у них в прошлом COVID-19. И это не похоже на постковидные волны, о которых много писали.
Лично у меня обнаружились похожие симптомы после общения с человеком, который не болел сам (он не проверялся), но в это время болела его дочь. О чем мой собеседник упомянул вскользь. Через четыре дня у меня появился кашель, боли в спине, повысилась температура... У 17-летней дочери те же симптомы продержались день.
Все, как и в марте, но, как мне кажется, в более лайтовом варианте. В больницу я не пошла, так как, честно говоря, вокруг люди, которым помощь нужна гораздо сильнее, да и чем лечиться, мы, те, кто переболел давно, за полгода уже вызубрили наизусть.
Единственное, я неохотно рассказываю о том, что происходит сейчас - это как расписываться в своём бессилии или пренебрежении правилами безопасности, или даже в душевной неуравновешенности.
И, если бы это не началось массово и повсеместно, я бы так и молчала...
«О том, что, скорее всего, заразилась второй раз не говорю никому, даже близким, - пишет одна из уже переболевших. - Люди категорически отрицают то, что им может не понравиться, а болеть каждые полгода, истощая организм, без надежды на то, что это когда-нибудь закончится, врагу не пожелаешь».
«Второй раз после появления симптомов коронавируса ПЦР не делал. Не вижу смысла. Это было в начале октября. Через три недели, когда состояние улучшилось, сдал на антитела: IgM -2,8, IgG - 35. В июне было гораздо меньше: IgM (острая фаза) вообще < 1. Значит, я снова переболел?»
«Весной, когда перенесла «корону» первый раз, в нашей стране (я живу не в России) тестирование не проводилось, поэтому документальных подтверждений, что это был именно COVID-19, у меня нет. Но наблюдались все классические признаки - потеря обоняния, кашель, мышечная боль, высокая температура, и потом врачи диагностировали васкулит, самое частое осложнение после коронавируса. Нет, сейчас точно не очередная волна, так как ПЦР стал положительным».
Учёные пока предпочитают делать вид, что массового повторного заражения не существует. Что это все - единичные явления, и во всем мире официально подтверждено всего с десяток случаев повторных COVID-19. Забывая добавить, что это не так уж и просто - диагностировать именно повторный ковид, ибо нужно доказать не просто наличие нового заболевания, но и то, что человек теперь подхватил другой штамм, и это не реактивация оставшегося вируса, а для этого требуются дополнительные и весьма дорогостоящие исследования, которые в России просто не проводят.
У нас и первый-то раз диагностируют коронавирус с 40% погрешностью, где уж тут экспериментировать со вторым ПЦР.
Китайские ученые ещё в марте исследовали случаи повторной госпитализации пациентов, выписанных после лечения от COVID-19. В среднем повторная госпитализация происходила на 35-й день, возврат симптомов наблюдался у 7.3% переболевших.
Но, так как по времени оба заболевания не были значительно отделены друг от друга, то тогда посчитали, что это одна и та же болезнь, первый раз недолеченная.
Повторные случаи посыпались с октября
О том, что коронавирусом можно болеть дважды, трижды, и так до изнеможения, в Европе информация прошла ещё летом, о такой не слишком радужной перспективе сообщили The Guardian учёные из Королевского колледжа Лондона. Они предположили, что длительного иммунитета к коронавирусу нет. Максимум 4-6 месяцев. Это даже не грипп, которым дважды в один сезон люди с хорошим иммунитетом все-таки не болеют.
По словам экспертов, наибольшее содержание антител к COVID-19 фиксируется у пациентов через три недели после появления первых симптомов. Однако затем иммунитет уменьшается. И в результате он остаётся всего лишь у 17 процентов переболевших.
Многие до истерики отказывались тогда верить в это открытие. Хорошо, пусть антитела исчезают, но ведь существует ещё клеточный иммунитет, есть клетки-киллеры, Т-лимфоциты, которые все равно запомнили, как выглядит коронавирусный враг и при новом его попадании в организм не дадут ему закрепиться, а сразу уничтожат.
Британские учёные, однако, утверждали другое, что лимфоциты — клетки крови, отвечающие за иммунитет, здесь не помогут. Потому что одним из самых типичных симптомов COVID-19 является лимфопения (временное или стойкое снижение уровня лимфоцитов в крови). И что люди, выздоровевшие после повторного заражения, будут заболевать снова и снова, пока иммунные ресурсы их организма окончательно не истощатся.
Такими темпами, пессимистично предположили исследователи, в течение ближайших десятилетий от COVID-19 и его последствий "умрет 80% человечества", конечно, меньшинство сможет преодолеть иммунную ловушку и выживет, как уже происходило столетия назад в результате пандемий чумы, когда уцелела всего четверть населения земли.
Все эти изыскания летом выглядели чисто теоретическими и слишком печальными, верить в них не хотелось. Пока на горизонте не появились те, кто с достоверностью переболел второй раз.
Глава Тувы Шолбан Кара-Оол, пожалуй, самый высокопоставленный повторный «ковидник» в России. Первый раз он перенёс инфекцию в конце весны и довольно легко, второй - уже летом, о чем открыто сообщил в своём Инстаграм 135 тысячам подписчикам:
«Опять COVID-19. Во второй раз заболел. Но, как и в первый раз, я к нему с презрением отношусь».
Однако в этот раз захворавшего тувинского губернатора пришлось отправить в Москву - болезнь протекала гораздо тяжелее. Министр здравохранения РФ Мурашко вскоре опроверг диагноз чиновника. После чего новых откровений в соцсети от Кара-Оола не поступало. И можно предположить, что за старые ему тоже досталось, чтобы не сеял панику.
В начале апреля 2020 года глава Роспотребнадзора Анна Попова с уверенностью заявила, что в России никто повторно не заражается коронавирусом: «Если человек переболел один раз, то дальше он остается здоровым». На чем только базировалось ее утверждение, если учесть, что к тому времени о коронавирусе мало кто что знал?
Полгода спустя, в октябре, Попова по-прежнему уверяла всех, что в России все еще нет повторных случаев. Однако с мест поступает прямо противоположная информация, так губернатор Владимирской области Владимир Сипягин сообщил, что в их регионе повторной коронавирусной инфекцией заболел один из медиков - второй раз за два месяца.
О повторных случаях заражения COVID-19 рассказала и первый вице-губернатор Челябинской области Ирина Гехт. Да и в приватных беседах с врачами (которым с недавних пор запретили давать официальные комментарии СМИ) те не скрывают, что повторные заражения отнюдь не редкость. Особенно среди их коллег.
«У нас между повторными заражениями 2,5-3 месяца временной промежуток, - поделился с «МК» эксперт из Германии. - Болели в Баварии в конце марта-начале апреля, потом в десятых числах июня по-новой. И это всё фиксировалось, там тесты были проведены ПЦР.
Уже по состоянию на 29 марта выделено 2058 геномов вируса. Мечтать о "пожизненном" иммунитете от коронавируса - это как мечтать влюбиться один раз и на всю оставшуюся жизнь, в такое очень хочется верить, особенно в сегодняшней ситуации пандемии, но в жизни такого нет».
Но больше всех потрясло, конечно, повторное заражение ведущего научного сотрудника Института клинической и экспериментальной медицины Александра Чепурнова, который не просто переболел коронавирусом дважды. Он провёл эксперимент.
Ученый целенаправленно контактировал с острыми больными коронавирусом без маски, чтобы оценить длительность и качество иммунитета, полученного в результате первой болезни. (Подробно читайте в интервью "Опыт над собой вирусолога Чепурнова доказал "сгорание" иммунитета к коронавирусу").
Конечно, многие обвинили ученого в том, что его эксперимент не корректен, так как он нарочно получал слишком большую повторную вирусную нагрузку, фактически не выходил из «красной зоны». И это все-таки уникальная и достаточно редкая ситуация, которую нельзя применить ко всем подряд.
Однако в октябре, как из рога изобилия, посыпались массовые случаи странных заболеваний у переболевших коронавирусом не менее, чем полгода назад. Хуже всего то, что оно началось у всех одновременно.
"Просыпаюсь в три утра"
Эти симптомы не похожи на обычные «волны», к которым многие уже привыкли, постковидные качели, колебания самочувствия. Больше всего они напоминают... коронавирус.
Снова боль в спине, которая ползёт из одной части позвоночника в другую.
Температура. Когда за последние шесть месяцев привыкаешь к 35,7 (обычное состояние у переболевших коронавирусом, слишком низкие цифры на градуснике) - неожиданные 37,0 ввергают в панику. Хотя у некоторых температура повышается до 37.5-37.7 - выше обычно нет.
Кашель. Бессонница. О! Это самое страшное - когда просыпаешься в три часа утра и бродишь по квартире как сомнамбула, не помогает ничего.
«Я не могу спать и дышать. Мне страшно. Уже неделю я почти не сплю, потому что, когда я засыпаю, дыхание останавливается. Если это повторный коронавирус, то мне конец, я так больше не могу», - пишет 48-летняя Ирина.
«Я просыпаюсь с 3 до 5 утра. Утром разбитая, руки ноги холодные и влажные. Последнюю неделю постоянно болит голова, прямо с утра, а то и с ночи. Очень устала от все новых и новых симптомов».
Из «хороших» новостей - обоняние чаще всего не пропадает.
«Заболела коллега. Проверяются все сотрудники офиса. Пока у всех сдавших отрицательный ПЦР. У меня в том числе - но и антител как не бывало. Со среды у меня 37,5 и еще более убитое состояние, чем раньше».
Человека успокаивают, предполагая, что, естественно, на ослабленный организм могут липнуть какие угодно новые вирусы. Особенно сейчас, в сезон ОРВИ. И что, будь это COVID-19, тест бы обязательно его показал. Впрочем, это слабая отмазка, если вспомнить о большой погрешности в анализах ПЦР.
«Знакомый болел дважды. В марте и в сентябре. В марте легко. В сентябре энцефалит развился. Оба раза подтверждены тестами».
«Я заболела второй раз. В понедельник сдам тест, но я уверена. Ломает мышцы и кости, дико болит голова. Носоглотка ужасно отечная. И бронхиальный, лающий кашель. Вот и прискакали».
«Как минимум двое знакомых заболели повторно при наличии антител. С момента первого заражения не прошло трёх месяцев. Причём у одного было прям их так много, по его словам (не спрашивала сколько именно), и вот он снова в больнице. Пока официально с пневмонией, ждёт результат ПЦР».
«Я болела в марте. В июне были уже единицы антител. Болела долго. И вот сегодня опять жду врача: температура, кашель, все пахнет жженым деревом».
Большинству заболевших второй раз не до научных экспериментов. Сдавать тесты добираются единицы, логично рассудив, что смысла в этом все равно никакого нет.
«В больницах огромное количество заболевшего народа. Если это все-таки не коронавирус, а что-то похожее, то никакого желания нет ловить его заново», - пишет одна из девушек (кстати, среди повторно заболевших преобладает женский пол, но, вероятно, это потому, что женщины вообще охотнее делятся пережитым в общих чатах).
Закономерностей в том, как переносится коронавирус второй раз, нет. У кого-то симптомы совпадают, у кого-то - нет, например, сперва был легочный вариант, а сейчас пострадал ЖКТ, обычно те, кто довольно легко переболели весной, осенью переносит заболевание тяжелее. Но тоже не факт.
Есть и такие, кто все-таки рискнул сдать на ПЦР второй раз. Чаще всего это заболевшие тяжело или те, у кого официально «подтверждены» близкие, с которыми они контактировали. Татьяна весной жила за границей, сейчас проживает в России. Она разрешила поделиться своей историей подробно.
«Заразилась от ребёнка, который живет со мной. Ребёнок болел 7,5 месяцев назад, сейчас повторно.
Первый мой раз подтверждён в апреле. Уже потом от нас заразился сын и внучка. Болели ли они раньше именно коронавирусом, я не знаю. Они не сдавали ПЦР. Я за прошедшие 6,5 месяцев сдавала ПЦР шесть раз. Первый +, последующие через 36, 69, 120, 150, 180 дней - все отрицательные».
Несмотря на наличие симптомов и болеющих рядом родственников, седьмой тест у Татьяны также оказался отрицательным. Однако она сама в своём диагнозе не сомневается.
"Я не выживу"
«Первый раз переболела в мае от мужа-медика. Антитела у него выработались, у меня нет. Теперь все то же самое.
Сдаю анализы: ПЦР - отрицательный, иммуноглобулины... та-ддааам - IgM - 3,5, IgG - 30. Я понимаю, что первое, что хочется сказать, что весной был не ковид, но со мной болела вся семья, и у ребенка до сих пор последствия.
У меня есть подозрение, что первый раз была малая доза вируса, потому тогда антитела и не выработались. Печалит, что если каждый следующий раз будет сильнее предыдущего, я не выживу. Пока обрадовалась новым антителам и впервые высокой температуре, может, правда организм наконец его опознал и теперь я перестану ежемесячно выключаться от волн?»
...Если честно, это все больше напоминает сценарий какого-то голливудского ужастика. В котором на самом деле ни для кого и ничего не закончилось. И у выздоровевших, ликующих, не думающих о завтра есть всего несколько месяцев покоя, когда можно хоть ненадолго перевести дыхание.
А потом все начнется заново. Маски, сокращение контактов, страх...
Я переговорила со знакомым психиатром, не может ли это быть массовым самовнушением или, к примеру, психосоматикой на фоне ужасов «второй волны»? Однако, доктор, тоже переболевший в начале лета, подтвердил, что и его сегодняшнее состояние тоже объективно ухудшилось - кашель, астения.
Может, существует какая-то взаимосвязь с природой, с уменьшившимся световым днём?
Есть и третий вариант - имеет место ещё какой-то неизвестный вирус с очень похожими симптомами, который ложится на остаточный ковид. В этом случае хрен редьки не слаще.
Как заключили американские врачи после повторного инфицирования «короной» 25-летнего мужчины из Невады, подтвержденного геномным секвенированием вируса: "Все люди, независимо от того, был ли ранее диагностирован COVID-19 или нет, должны принимать одинаковые меры предосторожности, чтобы избежать заражения SARS-CoV-2".
Дельный совет, потому что при таком раскладе любая вакцинация может оказаться бесполезной, ведь нельзя прививаться бесконечно. Получается, что пока нет доказанной терапии, китайский вариант жесткого локдауна и ограничений, сводящих до минимума все социальные контакты, является наиболее предпочтительным и действенным.
Увы, пока вокруг нас слишком большая вирусная нагрузка, мы все фактически находимся в «красной зоне», поэтому повторных случаев, при всём желании, не избежать. И они – не следствие отсутствия иммунитета, а лишь жизненных обстоятельств, в которых нам всем приходится существовать сейчас.