Госдума готова ввести общефедеральный запрет на продажу несовершеннолетним любых безалкогольных тонизирующих напитков (БТН). Законопроект внесен, поддержан правительством и может быть принят в первом чтении уже в июне. Но ограничения наверняка окажутся не столь радикальными, как хотят депутаты.
Производство и продажу слабоалкогольных энергетических напитков в России запретили с 1 января 2018 года (исключение сделано лишь для продукции, предназначенной для экспорта). Безалкогольные энергетики по-прежнему производятся и продаются россиянам всех возрастов. В парламенте идея сделать эти напитки недоступными для несовершеннолетних неоднократно обсуждалась, но поддержки не находила.
В январе 2024-го в Госдуму был внесен законопроект, подписанный большой группой депутатов из всех фракций, в их числе – два вице-спикера и главы десяти комитетов. Авторы предложили ввести полный запрет на розничную продажу безалкогольных тонизирующих (в том числе энергетических) напитков гражданам, не достигшим 18 лет, и запрет на розничную продажу таких напитков в таре объемом больше 0,5 литра.
Новые требования, по мнению депутатов, должны вступить в силу с 1 сентября 2024 года. За их нарушение будут штрафовать. Правда, законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) еще не готов.
Передовики и отстающие
В пояснительной записке утверждается, что общефедеральное регулирование розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков и энергетиков остро необходимо: молодежь без каких-либо ограничений приобретает и пьет их, что наносит «безусловный вред здоровью, прежде всего сердечно-сосудистой системе». Кроме того, регулярное потребление таких напитков формирует «соответствующую зависимость, а также способно вызвать обострение нервных и психических заболеваний».
Авторы напоминают, что в 65 субъектах РФ ограничения на торговлю этой продукцией уже действуют. Их начали вводить с 2009 года, пионерами были Ингушетия, Приморский и Хабаровский края. В регионах запрет на продажу тоников и энергетиков несовершеннолетним часто дополняют запретом на продажу БТН в общественных местах. Такого рода нормы есть почти во всех республиках РФ, кроме Крыма, Чувашии и Хакасии. В то же время, скажем, в Брянской, Владимирской, Тверской, Тульской, Кемеровской, Самарской и Свердловской областях, в Москве ограничения на продажу энергетиков отсутствуют.
Где введены запреты, есть и наказания за их нарушение. В Санкт-Петербурге, например, с 2019 года за продажу БТН детям, а также за продажу их в образовательных и медицинских организациях, учреждениях культуры и искусства, в спортзалах и на стадионах, в детских санаториях, лагерях и домах отдыха предусмотрены штрафы: для граждан – 3–5 тыс., для должностных лиц – 10–20 тыс., для организаций – 30–50 тыс. рублей. Похожие штрафы действуют и в Московской области, где с 2015-го БТН нельзя продавать несовершеннолетним и нельзя торговать ими в детских, образовательных и медицинских организациях.
Пол-литра, не больше
Правительство инициативу депутатов в целом поддержало при условии доработки с учетом высказанных замечаний. Возражений против введения запрета на продажу БТН несовершеннолетним в отзыве нет, так что в том или ином виде законодательное закрепление этой нормы на федеральном уровне можно считать делом решенным.
В кабмине считают правильным заодно внести соответствующие изменения и в действующие законы о качестве и безопасности пищевой продукции, о техническом регулировании и о рекламе, чтобы решить проблему комплексно. При этом, отметили в правительстве, ряд предложений депутатов не согласуются с техническим регламентом Таможенного союза Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности пищевой продукции».
В этом техрегламенте перечислены требования безопасности к тонизирующим и энергетическим напиткам (безалкогольным и слабоалкогольным). В качестве источников тонизирующих веществ допускается использование кофеина и экстрактов содержащих его растений, чая, кофе, гуараны, мате, а также лекарственных растений и их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие (женьшень, левзея, родиола розовая, лимонник, элеутерококк). В безалкогольных напитках дозволено не более двух тонизирующих компонентов, в слабоалкогольных – не более одного. Разрешено использование «легко усвояемых углеводов, витаминов и витаминоподобных минеральных веществ, субстратов и стимуляторов энергетического обмена». Содержание кофеина не должно превышать 400 мг на литр.
Но требований по объему упаковки для розничной торговли такими товарами в документе нет, а не включенные в техрегламенты требования не могут носить обязательный характер, отмечает кабмин. Если законодатели хотят ограничить объем тары, это можно сделать, лишь переписав техрегламент, причем разработка и согласование изменений со странами-участницами занимает обычно не менее трех лет. Чтобы не тормозить принятие законопроекта, в комитете Госдумы по охране здоровья предложили вообще отказаться от этого требования.
Впрочем, в заключении профильного думского комитета по экономической политике утверждается, что ограничение предельного объема потребительской упаковки БТН до 0,5 литра «соответствует текущим условиям рынка, в том числе позиции самих производителей». Еще в 2020 году более 70 компаний России, объединенных в Союз производителей соков, воды и напитков («Союзнапитки»), договорились не выпускать тоники в таре большего объема. По данным Алюминиевой ассоциации, сегодня более 70% энергетиков реализуется в банках объемом до 500 мл.
С другой стороны, на тонизирующие напитки, поступающие в РФ из стран Таможенного союза, добровольные ограничения, взятые на себя отечественными производителями, не распространяются.
«Ничего нереального тут нет»
Спикер Госдумы Вячеслав Володин в своем Telegram-канале назвал опасной тенденцией рост потребления энергетиков и высказался в поддержку обсуждаемого законопроекта. «Сегодня почти каждый четвертый человек в нашей стране потребляет энергетики, а среди молодежи – каждый второй: в возрастной группе 18–24 лет эта доля составляет 53,2%, в группе 25–29 лет – 49,7%», – утверждает он. Источники данных названы не были.
Законопроект планировалось обсудить в первом чтении 21 мая. Но накануне Совет Думы перенес его рассмотрение на неопределенный срок. А 28 мая Вячеслав Володин поручил первому вице-спикеру Александру Жукову (ЕР) и главе комитета по экономической политике Максиму Топилину (ЕР) проработать этот вопрос с другими заинтересованными комитетами и правительством «и выйти на принятие соответствующего решения».
«Я не вижу никаких препятствий для принятия в первом чтении», – говорит первый замглавы комитета по экономполитике Надежда Школкина (ЕР). При этом дату вступления нововведений в силу, по ее мнению, можно передвинуть и на полгода вперед – чтобы розница успела подготовиться.
В числе сложностей Школкина называет противоречивую позицию бизнеса: с одной стороны, они подтверждают, что ограничение по объему тары не повлияет на рынок, а с другой – «тут же кричат, что если запретим продажу несовершеннолетним, то это повлияет на сбор акцизов». Напомним: с 1 июля 2023-го сахаросодержащие напитки в России облагаются акцизом – 7 рублей за литр. В бюджете на 2024–2026 годы заложены поступления от этого сбора в размере 25 млрд рублей ежегодно.
«Сейчас речь идет о том, чтобы правительство подтвердило свое положительное отношение к законопроекту, о согласовании позиции с Государственно-правовым управлением президента. Ко второму чтению вполне возможно внести в текст изменения», – пояснила «Профилю» глава думского комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина (КПРФ). Она уверена, что затягивать со вступлением новых требований в силу не надо: «Ничего нереального тут нет, у нас давно действует запрет на продажу алкогольных и слабоалкогольных напитков для детей и подростков, и можно действовать по аналогии».
«Просто какое-то лобби, которое хочет наживаться на здоровье наших детей, сейчас активизировалось», – объясняет Останина задержку с рассмотрением законопроекта.
Производители против
«Лобби» – это, видимо, торговля и производители. Президент «Союзнапитков» Максим Новиков заявил, что индустрия не поддерживает введение ограничений, так как считает их необоснованными.
«Общественности не представлено ни одного полномасштабного исследования, которое бы говорило, что в России существует проблема массового негативного влияния безалкогольных энергетических напитков на здоровье лиц до 18 лет», – говорит Новиков. По своим потребительским свойствам БТН практически не отличаются от чая и кофе, полагают в ассоциации: они имеют в составе относительно низкую долю кофеина, а риски для здоровья «возникают при единовременном употреблении дозы кофеина в 1000 мг и более, что равноценно употреблению более чем трех литров БТН единоразово».
«Союзнапитки» ссылаются на исследование, проведенное ФИЦ питания и биотехнологий, которым было установлено, что содержание кофеина в безалкогольных тонизирующих напитках промышленного производства соответствует требованиям техрегламента и чаще всего находится в диапазоне 20–32 мг на 1000 мл. То есть на том же уровне, что в чае, и ниже, чем в шоколаде, но их никто запрещать не планирует.
С доказательной базой у сторонников запрета действительно проблемы. Надежда Школкина интересовалась у представителей Минздрава (поддерживающего законопроект), почему нет аналитики: сколько производят, как растет потребление. «Но они не могут предоставить такую статистику, потому что ее пока не ведут», – сообщила депутат.
«Федеральными и отраслевыми формами статистической отчетности не предусмотрен сбор указанной информации» – так ответил Роспотребнадзор год назад на просьбу депутатов предоставить данные о выявленных случаях отравления несовершеннолетних безалкогольными тонизирующими напитками.