Но и российские компании на некоммерческие цели тратят сопоставимые суммы, помогая регионам своего присутствия развиваться, поддерживают их.
Во многом госкомпании и частный крупный бизнес — это проводники госполитики. На них завязаны рабочие места, комплексное развитие территорий, продовольственное обеспечение. Часто это косвенная помощь людям, но не менее важная — современные школы, больницы, места отдыха, развлекательные мероприятия.
Такая деятельность вписывается в понятие «устойчивое развитие», прозвучавшее с трибуны ООН в 2015 году и перенятое бизнесом. Однако подобного рода деятельность российский бизнес ведет не первое десятилетие, во многом она восходит еще к социальной нагрузке предприятий СССР. Тогда на балансах предприятий находились не только производственные объекты, но и огромный сектор «соцкультбыта» — производства сами отвечали за то, в какой среде будут жить их сотрудники.
Сегодня в самом бизнесе часто происходит подмена понятий. Многие компании до сих пор воспринимают устойчивое развитие как благотворительность и социальную ответственность перед собственными работниками. Однако устойчивое развитие как понятие много шире и подразумевает, что бизнес как институция может не только решать свои собственные задачи в стремлении к прибыли, но и быть инструментом в достижении нематериальных целей в интересах государства и всего общества.
Нужно выделить несколько уровней устойчивого развития: международный — скорее декларативный, государственный — стратегический, когда страна с опорой на общество и бизнес определяет свои приоритеты развития и решает свои собственные общегосударственные проблемы. Можно выделить региональный уровень, для которого устойчивое развитие — это сбалансированное комплексное развитие территорий, и местный уровень — проблемы сообществ и конкретных людей.
«Эксперт» уже подходил к теме устойчивого развития, однако рассматривал этот процесс через призму международных веяний — стандартов и практик, пришедших к нам с трибун ООН (см. «Кто оплатит качество жизни», № 51 за 2019 год). Однако многочисленные исследования международных и российских организаций (PwC, Deloitte, KPMG, GfK, РСПП) свидетельствуют, что в России цели устойчивого развития в последние годы приживаются и интегрируются в стратегии бизнеса, хотя и с российским уклоном и спецификой. Поэтому мы решили посмотреть на достижение целей устойчивого развития через призму именно российского бизнеса и наших общественных и государственных ожиданий.
Глобальные цели на северной земле
В 2015 году Генассамблея ООН приняла документ «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Основная концепция — развитие цивилизации с учетом баланса интересов трех конфликтующих областей: экономики, экологии и социума. Для того чтобы примирить эти три стороны и развивать глобальную экономику, 193 государства выработали 17 целей устойчивого развития.
Цели ООН актуальны и для России. Особенно остры такие вопросы, как «снижение неравенства», «качественное образования», «жизнестойкость и устойчивость городов», «создание прочной инфраструктуры», «индустриализация» и «устойчивый экономический рост».
Семнадцать целей устойчивого развития, трансформировавшись в России, превратились в майские указы президента. Для долгосрочного развития и существования любой страны, и Россия здесь не исключение, нужны растущее население, здоровье, хорошая экология и высокий уровень дохода людей.
Этим проблемами озабочено и государство, и бизнес (крупный, средний и часто мелкий), и общество, и региональные и местные власти, однако пока единого подхода к устойчивому развитию в России нет. В целом это проблема выработки стратегии, а точнее, ее отсутствия. Часто представление бизнеса о целях устойчивого развития не соответствуют ожиданиям россиян. Впрочем, у государства в лице органов власти свое видение приоритетов, также отличное от общественных запросов и еще чаще запросов сообществ.
Главное, что волнует людей сегодня, — личные доходы и благополучие. Государственный приоритет — суверенитет, подразумевающий финансовую независимость и обороноспособность (хотя, пусть и вербально, в последнее время вектор меняется в направлении к социуму). Бизнес сосредоточен на повышении собственной эффективности и устойчивости.
Очевидно, что в такой конструкции стороны находятся в конфликте.
Свой путь
Президент в послании Федеральному собранию поставил в центр внимания человека с его проблемами. Решение этих проблем обеспечит «устойчивое развитие» не планетарного масштаба, о чем печется ООН, а нашего, российского. Демография — важнейший элемент устойчивого развития российского общества, государства и бизнеса.
Сложность российских проблем в том, что страна в конце прошлого века пережила жесточайший кризис, который нанес большой урон социальному капиталу, экономике, инфраструктуре и экологии, а как следствие — качеству жизни. Сегодня и государство, и российский бизнес, и общество пытаются решить проблемы, возникшие в результате того провала.
Рождаемость в стране снижается. Впрочем, эта проблема характерна для европейского мира, но наша страна по естественному приросту населения выглядит хуже Германии, Франции и Великобритании. Проблема хроническая, и ее следствие — старения населения. А это краеугольный камень принципиальных решений, принимающихся в последнее время: нет историй экономического рывка на падающем тренде трудовых ресурсов.
В России количество трудоспособного населения снижается. В 2006 году в стране было более 90 млн человек в трудоспособном возрасте, сегодня их 81,5 млн, при этом количество рабочих рук и дальше будет уменьшаться. Уже сегодня 75% населения страны урбанизировано, то есть резервов в виде сельского населения нет. Минимальны резервы безработных. Есть резервы в виде людей, занятых в сером бизнесе, а также скрытая безработица — люди на неполной занятости. С точки зрения статистики они могут поправить ситуацию в стране, а вот с точки зрения экономики доходов вряд ли что-то кардинально улучшится.
Эта демографическая яма уже сегодня создает массу проблем, главная из них — вялый экономический рост и нарастающий дефицит Пенсионного фонда. Дешевые трудовые ресурсы и их постоянное увеличение — это возможность для экстенсивного роста. Если притока нет, экономический рост идет лишь за счет интенсификации: роста производительности труда. А такой экономический рост априори не может быть быстрым. Например, в США за последние полвека в разные исторические промежутки производительность труда росла от 1,5 до 3,5% в год.
Да, Россия — догоняющая экономика, поэтому производительность может расти несколько быстрее. Однако на падающих трудовых ресурсах интенсивный рост должен покрывать и выбытие рабочей силы. Иначе страна окажется в затяжном кризисе, как Япония, Германия и Франция.
Устойчивость миграции
Государство пытается выходить из этого кризиса как может. Во-первых, старается искусственно увеличить количество работающих россиян, в первую очередь через крайне непопулярную у общества пенсионную реформу. Во-вторых, держит открытыми границы для трудовых мигрантов, что также вызывает недовольство у многих граждан. И это два важных конфликта в целеполагании устойчивого развития.
По количеству принимаемых мигрантов Россия — один из мировых лидеров. По данным Института исследования развивающихся рынков бизнес-школы «Сколково», в России трудятся порядка 12 млн приезжих — это третий результат в мире, больше их только в Германии и США. Во многом это связано с тем, что русские — одна из разделенных наций. В первую волну миграции много русскоговорящих людей приезжало в Россию на постоянное место жительства из республик бывшего Советского Союза. Часто это были профессиональные кадры: инженеры, врачи, учителя и т. п., и это была качественная миграция. Но она во многом подошла к концу, и в последние годы в Россию приезжают работать коренные жители среднеазиатских республик с низким уровнем образования, что предполагает низкоквалифицированный труд, в то время как страну покидают программисты, профессора, инженеры. Качество таких миграционных процессов заметно ухудшилось, их сложно отследить статистически, но ведут они к падению «социального капитала»: некому строить ракеты, самолеты, создавать «Яндексы» и «Гуглы».
И вот теперь огромные гостраты на ВПК, космос, авиастроение, а сейчас майские указы и новая социальная политика государства призваны снять остроту кризиса и повернуть вспять деградацию общества.
В этом плане забота российских компаний о ценных и образованных сотрудниках в России поставлена на высокий уровень, соответствующий мировому. Сегодня мало кого удивишь зарплатой в несколько тысяч долларов среди инженеров ВПК, ИТ-специалистов, нефтяников. За высококвалифицированные синие воротнички идет драка между компаниями. И это, без иронии, один из важных элементов устойчивого развития. В высоких зарплатах есть масса прямых и косвенных стимулов для решения как российских, так и глобальных целей устойчивого развития.
Запросы общества
«Хорошие рабочие места» — главный вопрос, который волнует россиян из всех целей устойчивого развития; об этом свидетельствует исследование GfK Consumer Life «Глобальные тренды и российский потребитель» — 61% опрошенных в России упомянул эту проблему в числе трех самых актуальных (среднемировой показатель по этому вопросу — 48%). Другое отличие России от остального мира — «производство товаров хорошего качества»: эта проблема волнует 45% наших сограждан против 41% в мире. Третья проблема — «справедливые цены»: 41% российских респондентов против 27% мировых. Четвертая — «здоровье сотрудников и безопасное производство»: 40% ответов наших респондентов против мировых 37%. В целом это четыре приоритета российского общества из многочисленных целей устойчивого развития.
Говоря проще, среднестатистический россиянин при достижении глобальных целей ставит в приоритет свое личное благополучие. И это естественно, учитывая затянувшийся кризис в нашей стране. Кроме того, налицо определенный разрыв между достатком российских граждан и уровнем их квалификации. Благодаря советскому наследию Россия достигла высокого уровня социального и человеческого развития. Субиндекс социального развития в России намного опережает такие развивающиеся страны, как Китай, не говоря уже об Индии и Бразилии. В некоторых аспектах Россия превосходит и западный мир. Так, трудовые ресурсы в России относятся к числу самых образованных в мире. Многие российские работники имеют высшее образование. По этому показателю Россия нередко входит в список самых инновационных стран мира. 94% взрослого населения России в возрасте от 25 до 64 лет имеют полное среднее образование, что намного выше среднего показателя в странах ОЭСР (75%).
Достижения России в социальной сфере связаны в первую очередь с советским наследием: в XX веке СССР удалось создать государство с достойным социальным обеспечением, решив проблемы детской смертности, гигиены, санитарии и неграмотности. Однако затянувшийся кризис, падение доходов не позволяет россиянам быть самореализованными в полной мере. То есть качественное образование не гарантия хорошей работы и достойного заработка. Здесь самый значимый перекос в запросах общества к устойчивому развитию страны как некоему целостному концепту.
Особенно остры эти проблемы в малых городах и поселках. Если взглянуть на внутрироссийские миграционные процессы за последние десять лет, можно увидеть, что прирост населения наблюдается в крупных агломерациях — городах-миллионниках, которые высасывают все соки из небольших поселений по всей территории страны. Это еще один конфликт государства, общества и бизнеса.
Хотя из этого правила есть исключение. Например, в последнее десятилетие активно растет население нефтяных Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, и во многом это заслуга бизнеса, работающего на этих территориях, — «Газпрома», «Роснефти», «ЛУКойла», «НоваТЭка» и т. д. Это их вклад в устойчивое развитие страны, в том числе через высокие зарплаты, развитие моногородов, различные социальные программы. Например, вложения компании «Роснефть» в объекты спорта, культуры, образования и здравоохранения в 2018 году составили 45 млрд рублей. Схожие суммы на поддержку своих базовых городов присутствия тратят все нефтегазовые компании, и в сумме это внушительные объемы, сопоставимые с новыми социальными инициативами президента.
Однако не всем регионам повезло с залежами полезных ископаемых, поэтому конфликт из-за неравномерности развития территорий будет нарастать. Один из эффективных способов их поддержки — развитие малого и среднего предпринимательства (МСП). И это тоже забота не только государства, но и крупного бизнеса. Например, в 2018 году «Роснефть» закупила услуг у сторонних контрагентов на 2,1 трлн рублей. 76% поставщиков этой компании — малый и средний бизнес, у «Газпрома» данный показатель составляет 60%. Общая сумма договоров «Газпрома», заключенных с представителями МСП, превышает 230 млрд рублей. Подобная практика помогает развивать огромную территорию страны равномерно, опираясь на региональные экономики. Тем не менее основные бенефиты опять-таки получают регионы присутствия российского крупного бизнеса.
Из-за неравномерности экономического роста проистекает другая проблема, мало касающаяся бизнеса, однако ложащаяся на региональные власти, — развитие городской среды. В России оно по-прежнему находится в зачаточном состоянии. В наших условиях устойчивое развитие городской среды предполагает снижение уровня выбросов углекислого газа, уменьшение загрязнения воздуха, ликвидацию пробок на дорогах, а также продвижение программ экономии энергии и воды. Отчасти корпораты сотрудничают с местными властями и в развитии городов. Например, «Газпром» участвует в реализации проектов благоустройства улиц и площадей Санкт-Петербурга, художественной подсветки архитектурных ансамблей и наружного освещения объектов улично-дорожной сети в центральной части города. Однако эта деятельность ограничивается городами присутствия крупного бизнеса.
Государственная неповоротливость
После развала Советского Союза на огромной территории страны у разных регионов были неравные стартовые возможности — различное количество населения, обеспеченность инфраструктурой, запасы полезных ископаемых и т. д. Во многом функция государства — как раз обеспечение равномерного развития всех территорий. Оно как регулятор должно было для разных территорий создавать разные условия: налоговые, финансовые, социальные. Если бизнес не идет работать в какое-либо поселение, на госуровне следовало бы задаться вопросом, почему это происходит (такой инструментарий появился лишь в последние годы, сейчас он проходит отладку). Это яркий пример того, как слабое управление вредит экономике.
Согласно данным Института исследования развивающихся рынков бизнес-школы «Сколково», одна из главных проблем в России — управление: «Из всех измерений устойчивого развития хуже всего в России дела обстоят в сфере управления. Среди 142 стран Россия занимает сотое место и имеет худший управленческий профиль в блоке БРИКС». Значимыми параметрами здесь считаются эффективность работы правительства, качество нормативно-правовой базы, верховенство закона, право собственности и борьба с коррупцией. «Аспекты управления рассматриваются как источник риска, поскольку влияют на инвестиционный климат и экономическую конкурентоспособность страны», — добавляют аналитики.
Это еще один конфликт в целях устойчивого развития между бизнесом и властью; к сожалению, государство пока самый слабое звено в устойчивом развитии страны. О его неповоротливости, несовершенстве институтов написано уже много. «Объективно, исходя из имеющейся ресурсной базы, наша экономика может производить сегодня в полтора раза больше. У нас нет ограничений роста ни по одному из факторов производства: загрузка производственных мощностей не превышает 60 процентов, скрытая безработица оценивается не ниже 20 процентов, возможности углубления переработки сырья неограниченны, так же как и активизации научно-технического потенциала страны» — так охарактеризовал потери экономики от неэффективности государственных институтов академик РАН Сергей Глазьев.
Бизнес идет за обществом
Наиболее часто встречающиеся цели устойчивого развития, которым отдают приоритет российские компании, — «достойная работа и экономический рост», «ответственное потребление и производство» и «качественное образование» (в первую очередь образование своих сотрудников). Таковы данные исследования PwC. В целом всего лишь 43% из 600 крупных компаний страны декларируют приверженность целям ООН. Это самый низкий результат из 20 государств, охваченных исследованием (средний показатель по странам — 72%).
Для российского бизнеса цели ООН — это часто формальность и имиджевая история. Если деятельность компании вписывается в цели устойчивого развития, то о ней автоматически упоминают в нефинансовой отчетности. Повторимся, это не значит, что сами российские компании не озабочены устойчивым развитием, однако пока во многом контур их деятельности ограничен периметром самой компании и местами их присутствия — развитием моногородов, помощью местным сообществам, работникам и их семьям.
Так, согласно данным агентства SGM, выбор целей устойчивого развития в значительной мере зависит от того, являются ли компании подразделениями международных компаний — глобальных брендов или российскими. Представители первой группы в четыре раза чаще по сравнению с российскими компаниями указывают на первоочередную значимость принятия срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями (соответственно 84 и 37%), ликвидации голода, обеспечения продовольственной безопасности и улучшения питания (46 и 10% соответственно).
Российские компании с государственным участием в качестве приоритетных чаще упоминают цели, близкие к официально заявленным национальным приоритетам и актуальной повестке деятельности федеральных и региональных органов власти: «обеспечение доступа к недорогостоящим источникам энергии», «содействие устойчивому экономическому росту».
Затратная экология
Так или иначе, российский бизнес, особенно крупный и транснациональный, постепенно формирует стратегию внедрения целей устойчивого развития и лучших практик, ориентированных на общепринятые мировые тренды.
В актуальной мировой повестке на первых местах стоят вопросы экологии (в основном это присуще западному обществу). Однако, если верить данным PwC, в нашей стране эти проблемы в рамках устойчивого развития приоритетны лишь для 20% россиян (среднемировой показатель — 37%). Труднодоступные районы Восточной Сибири, Арктики, Дальний Восток, на всей территории которого проживает примерно столько же людей, сколько в Москве, — все эти регионы в силу тех или иных причин избежали той же участи, что и Русская равнина или страны Европы. Именно за счет этих регионов сохраняется экологический баланс в целом по стране.
Российский крупный бизнес работает на этих территориях и наносит им вред. При этом главные рынки сбыта для российских транснационалов — это как раз Западная Европа. Поэтому многим компаниям приходится быть в мейнстриме мировой экологической повестки. И на «зеленые» технологии тратятся огромные средства. Например, в 2018–2022 годах «Роснефть» намерена инвестировать в «зеленые» технологии 300 млрд рублей. Годовые траты «Газпрома» на охрану окружающей среды составляют около 70 млрд рублей. Однако нужно понимать, что российские компании считают инвестициями в охрану окружающей среды и такие проекты, как модернизация своих объектов, например нефтеперерабатывающих заводов, хотя подобные объекты им в любом случае пришлось бы модернизировать по соглашению с правительством. То же касается и инвестиций в объекты водоочистки и сокращение загрязнения воздуха. Поэтому экологизация производств в России — это во многом следствие их модернизации.
В то же время, хотя в российском обществе на федеральном уровне экологическая повестка мало востребована, эта проблема актуальна для многих сообществ и региональных властей. Города, в которых экологические вопросы стоят особенно остро, известны: Норильск, Красноярск, Челябинск, Липецк, Магнитогорск и т. д. Российские компании вынуждены реагировать на эти проблемы, так как часто их производственные объекты и являются основным источником загрязнения городов.
Например, «Норникель» ежегодно вкладывает более 30 млрд рублей в охрану окружающей среды и в модернизацию объектов — источников загрязнения. И в целом такие программы уже дают эффект: количество выбросов в последние годы значительно сократилось.
Майские указы президента — это первый способ систематизации процесса устойчивого развития страны и стратегирования подхода. Пока общество, региональные власти и бизнес встраиваются в заданную президентом повестку. Всем нужно время: государству — на реформы госаппарата, бизнесу — на адаптацию и пересмотр подходов, а людям нужны доходы, уже сегодня. Но времени мало: обозначенные нами конфликты (не претендующие на полноту) постепенно будут нарастать, дестабилизируя и бизнес, и общество, и государство.