ТОП 10 лучших статей российской прессы за Sept. 16, 2024
Ловкость цифр и никакого обмана
Автор: Владислав Гринкевич. Профиль
Мы уже привыкли иронизировать над официальными показателями инфляции: мол, знаем ваши 7%, у меня за год все траты увеличились на треть. С большой долей вероятности это так и есть. В СМИ регулярно появляются данные по потребительской инфляции, показывающие, что расходы россиян на еду и повседневные товары растут гораздо быстрее, чем нам говорит статистическое ведомство. Это не значит, что кто-то пытается нас обмануть. В действительности все приведенные цифры могут отражать реальное положение дел. Просто реальность у всех разная.
Выпали из подсчета
Для начала немного статистики. По данным Банка России, в июле 2024-го годовая инфляция составила 9,13%, Росстат в том же месяце оценивал инфляцию в 9,81% год к году. Однако если взять данные индекса-дефлятора, рассчитываемого холдингом РОМИР, то окажется, что товары повседневного спроса (FMCG) в июле в годовом исчислении подорожали аж на 21,2%, а накопленная инфляция только с начала текущего года составила 9,6%. Некоторые СМИ проводили собственные мини-исследования, сравнивая чеки из одного магазина с одинаковым набором товаров, приобретенных в разное время. По ним выходило, что конкретный продуктовый набор за минувшие два года подорожал примерно вдвое.
Столь значительное расхождение в оценках невольно наводит на мысль, что кто-то лукавит или пытается манипулировать цифрами. Отнюдь. В действительности и статистическое ведомство, и исследовательские компании, и конкретные потребители честно и точно подсчитывают расходы. Просто каждый из них оперирует разными данными.
Росстат, образно говоря, считает среднюю температуру по больнице. В приказе Минэкономразвития от 23 декабря 2022 года «Об утверждении наборов потребительских товаров и услуг и перечня базовых городов РФ для наблюдения за ценами и тарифами» есть список из 566 товаров и услуг для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ). При этом само статведомство объясняет, что отслеживает цены на более чем 775 тыс. товаров и услуг в более чем 80 тыс. организаций торговли и сферы услуг. И, как отмечается на сайте организации, это лишь те товары, которые пользуются спросом.
Так все-таки 566 или 775 тыс.? В утвержденном списке есть позиция «говядина бескостная». Зайдя в ближайший гипермаркет, мы увидим, что говядины без кости может быть несколько десятков видов – от всевозможных стейков до мяса механической обвалки. Цена варьируется в зависимости от того, какая это часть туши, импортный продукт или отечественный, в упаковке или без нее и т. д. При этом разница в цене мяса может достигать нескольких сотен рублей. Динамика цен на каждую позицию тоже существенно отличается. Росстат из этих десятков позиций выбирает те, что считает наиболее ходовыми, и заносит их в свою формулу под обезличенным названием «говядина бескостная». Если вы любитель каких-нибудь редких стейков, то ваш продукт может вообще не попасть в статистику.
Что такое инфляция
Под инфляцией понимают два взаимосвязанных процесса: снижение покупательной способности денег и общее повышение цен на товары и услуги в рамках конкретной экономики. Как правило, речь идет об экономике государства.
Снижение покупательной способности денег не следует путать с девальвацией – снижением курса национальной валюты относительно валют других стран.
Показателем инфляции является индекс потребительских цен (ИПЦ), который рассчитывается по утвержденному набору товаров и услуг. ИПЦ считается в единицах, инфляция – в процентах. Если в один период потребительская корзина стоила 100 единиц условной валюты, то при инфляции 10% ИПЦ за тот же период составит 110 условных единиц, и наоборот.
Кто самый честный?
То же самое с любой другой позицией. Скажем, «брюки мужские из синтетических или смесовых тканей» – что здесь, дешевая полусинтетика или благородный твид? Или позиция «легковой автомобиль иностранной марки новый» без разделений по странам, классам, ценовым сегментам. Значит ли это, что при расчете могут соседствовать «Бентли», ввезенный по параллельному импорту, с самым дешевым «китайцем»?
В Росстате признают, что одни товары отслеживаемой корзины могут дорожать заметно быстрее других, аналогичных. А какие-то могут вообще не попадать в статистику. Поэтому для конкретного потребителя или семьи инфляция значительно отличается от цифр, предлагаемых статведомством.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.