Говорят, что крещенская вода смывает все грехи.
На самом деле грехи смывает лишь искреннее покаяние в них, соединенное с твердым намерением никогда больше не повторять этих грехов в своей жизни. Идея же о том, будто от грехов можно очиститься какимлибо механистическим действием (например, купанием в крещенской воде) — абсолютно нехристианская по своей сути. Купание в проруби на праздник Крещения вовсе не является церковным таинством или обрядом, это всего лишь народная традиция празднования Крещения Господня. Поэтому крещенское купание не является обязательным для всех верующих и уж тем более не очищает от грехов автоматически.
Почему в Церкви празднуют день рождения Христа, если Он сам Его не праздновал?
Потому, что среди иудеев вообще было не принято праздновать день рождения. Этот праздник был римской традицией. А первым известным жителем Иудеи, отмечавшим свой день рождения, оказался большой любитель римских обычаев, тот самый царь Ирод Великий, по приказу которого были убиты вифлеемские младенцы. Поэтому никому из правоверных иудеев даже в голову бы не пришло отмечать день рождения по обычаю римских оккупантов. Однако по мере того как христианство приходило на римские территории, этот языческий праздник для христиан освятился именно Рождеством Христовым — днем пришествия в мир его Творца и Спасителя.
Часто спрашивают: почему святки так называются?
Отвечаем: Святки — это десять радостных праздничных дней между Рождеством и Крещением (Богоявлением), с 8 по 17 января. Для древних христиан Рождество и Крещение Господа нашего Иисуса Христа были одним праздником и отмечались в один день. Позднее эти праздники оказались разведены по времени. Теперь об их былом календарном объединении нам напоминают святки. В эти дни в честь праздника Рождества Христова пост отменяется вовсе. Это один из пяти сплошных периодов в году, когда даже в среду и пятницу (дни строго воздержания в течение всего года) разрешается мясная и молочная пища. В дни святок христианам важно, чтобы рождественская радость коснулась сердца каждого. А потому издавна было принято в святочные дни особенно поддерживать тех, кто находится в тяжелой ситуации, кто болен, кто страдает. Даже небольшой подарок, скромное пожертвование, доброе слово могут помочь человеку во мраке обстоятельств увидеть свет Вифлеемской звезды. И пожалуй, важнее любых застолий и увеселений в эти дни поделиться теплом и надеждой с теми, кому это действительно необходимо.
Можно ли самой составлять молитвенное правило?
Можно, но есть нюансы. Не имея дара молитвенного творчества, не всякий человек может составить молитву. Поэтому Церковь благословляет нас читать уже составленное правило, которое состоит из молитв, произнесенных святыми. Это, если можно так сказать, образец. Мы очень редко можем горячо помолиться. Как правило, это получается или в минуты опасности, или в моменты глубокой скорби. Бывают, конечно, моменты искренней благодарности и духовной радости, когда мы забываем о себе и обращаемся всем сердцем к Богу, но такое состояние нас посещает не часто, к сожалению. Правило помогает нам постепенно возгревать наш дух. Сначала постоянное усердие, потом приходит внимание к словам молитв, а затем благодать касается нашего ума и сердца. Поэтому правило нам действительно необходимо. Можно и нужно к церковным молитвам в своем правиле добавлять несколько слов от себя, молитвенный вздох от своего сердца. Как бы если вы встретили Бога и с Ним лично говорили. главное здесь не представлять себе Бога, не «рисовать» его своим воображением. Помните, если вы на молитве не видите Бога, он все равно рядом. Молитвенный настрой — это самое важное в нашей духовной жизни, это ее пульс. временами мы горячи и устойчивы в молитве, а бывают дни и даже годы сухости, период пустынного шествия. Это тоже духовная жизнь. я считаю, что в глазах Божиих эти периоды сухости и «бесплодных» молитв гораздо приятнее, чем те, когда мы совершали молитвенный труд легко и радостно. Эта легкость была залогом, авансом от Бога. а когда тяжело и не хочется молиться, но мы продолжаем наш молитвенный труд, то в нем видно наше усердие, наше личное стремление, наше произволение. Мы ищем, жаждем Христа. он наша Цель, а не правило. И это драгоценно для Него.