ТОП 10 лучших статей российской прессы за Feb. 19, 2019
Что день грядущий нам готовит
Автор: Иван Зуенко. Профиль
В КНР многие технологии из фантастических романов и фильмов уже стали повседневной реальностью. К ним стоит присмотреться, чтобы понять, какое будущее нас ждет
В ХХ веке, чтобы представить себе будущее, люди читали фантастику. Про светлые перспективы писали братья Стругацкие в повести «Полдень, XXII век». Кошмарный тоталитарный режим описывался Джорджем Оруэллом в антиутопии «1984». А его коллега по жанру антиутопии Олдос Хаксли рисовал картины будущего, в котором общество погрязло в безудержном потреблении. На рубеже 2010–2020‑х стало понятно, что модель будущего, сотканная из фантастических романов прошлого, уже существует. Эта модель – Китай.
«Профиль» открывает серию материалов о технологических достижениях КНР. К ним стоит присмотреться, чтобы понять, какое будущее нас ждет.
Китайское инфраструктурное чудо
«Кондратьев уже слыхал об удивительных самодвижущихся дорогах. Их начали строить давно, и теперь они тянулись через многие города, образуя беспрерывную разветвленную материковую систему от Пиренеев до Тянь-Шаня и на юг через равнины Китая до Ханоя, а в Америке – от порта Юкон до Огненной Земли. По словам Жени, эти дороги будут существовать и двигаться вечно, до тех пор, пока светит Солнце и цел Земной шар».
Братья Стругацкие. «Полдень, XXII век», 1960 г.
В 2007–2008 годах в мире начался финансовый кризис. Спрос на китайские товары за рубежом резко упал, и КНР оказалась перед угрозой прекращения роста экономики, чего со страной не бывало в предыдущие три десятилетия. Накопленные финансовые резервы и технологические возможности позволили Китаю быстро решить эту проблему. Чтобы не сбавлять темпы экономического роста, страна начала вкладываться в развитие инфраструктуры: строить новые железные дороги, шоссе, аэропорты и целые города. Правительство снизило налоги на недвижимость и дало указание банкам давать ссуды. Началась «большая стройка», за десятилетие превратившая КНР в страну с самой современной жилищно-транспортной инфраструктурой, по большинству параметров опережающей как потребности самого Китая, так и возможности остального мира.
Ее ключевым элементом стала сеть высокоскоростных железных дорог (ВСМ), о которой журнал «Профиль» писал в июле прошлого года. В китайском железнодорожном феномене поражает не количество потраченных на него денег и не объемы строительства, не имеющие аналогов в мировой истории (к этому все уже привыкли – в КНР почти любая цифра претендует на какой-нибудь рекорд), а то, насколько ВСМ изменили быт и межрегиональные связи. Китайцами реализован принцип «поездка на поезде между крупными городами не должна занимать более 12 часов». Это меняет представления китайцев о расстояниях и превращает страну, веками походившую на лоскутное одеяло, в единый организм как экономически, так и культурно.
Причем китайские ВСМ – это не только колоссальные цифры инвестиций и пассажиропотока, но и передовые технологии. Как рассказывает главный редактор портала «Транссиб.ру» Сергей Сигачев, китайцы первыми в мире массово внедрили безбалластные технологии пути, армирование грунтов насыпей с применением геотканей и геосеток, что серьезно снизило траты на обслуживание дорог. Они сделали осознанный выбор в пользу полной унификации планировки вокзальных комплексов и систем проверки, что позволило обеспечить высокую степень безопасности движения. Наконец, они приобрели уникальный опыт строительства ВСМ в холодном климате, которого нет ни у России, ни у Канады.
Скоростные железные дороги, равно как и развитая городская инфраструктура – это витрина успехов Китая эпохи «реформ и открытости». КНР эпохи «большой стройки» – это самые длинные в мире мосты, самый большой в мире аэропорт (таковой появится в стране, когда осенью 2019 года откроется пекинский хаб Дасин), самый высокий в мире строящийся небоскреб (в городе Ухань). Однако это еще и самые обширные в мире кварталы невостребованной недвижимости. Согласно исследованию Юго-Западного финансово‑экономического университета (г. Чэнду), в современном Китае пустует 22% жилья. В сумме это более 50 млн квартир и домов. Этого с лихвой хватило бы, чтобы разместить все население постсоветской Центральной Азии (52 млн человек). Однако в построенных домах никто не живет.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.