Столь удачно реальный и виртуальный миры совмещены впервые. Наблюдать за процессом жутко
Cтрасти вокруг охоты на покемонов кипят нешуточные. Свое мнение высказывают политики и известные общественные деятели. Причем одни считают приложение безобидной игрой, а другие видят в нем угрозу здоровью миллионов.
Офис медицинской фирмы в центре Москвы. Серьезные люди, аппаратура. «Нашел! Он на папке с файлами!» — объявляет один из сотрудников. Овации. Занавеса нет, поэтому упасть нечему. Другого покемона находят за принтером.
— Ничего страшного, пусть ловят, — директор фирмы Дмитрий Зеленцов разводит руками. — С появлением этих чудиков как-то веселее.
— А я — категорически против, — вступает в разговор Анна Третьяк, его заместитель и правая рука. — Так мы потакаем безумию. Съедается рабочее время. А главное — это все равно что чертей гонять! Да и стыдно! Взрослые люди…
Мир раскололся на две части. Первая, соединив виртуальную реальность с реальностью физической, ловит мелких монстриков. Вторая — не ловит. Безумцами друг друга считают обе стороны процесса.
Что произошло
Отсутствие игры в России не уберегло пользователей гаджетов от лихорадки. Не найдя приложения в российском маркете, любители виртуала разыскали его в маркете другом, смекнув, что если изменить в айфоне языковые и региональные настройки, поставив галочку возле США, Новой Зеландии или Австралии, аппарат решит, что пользователь находится там и предложит соответствующие приложения и игры. Несколько нехитрых манипуляций, и товар уже в телефоне. Охота началась.
...Первое пришествие покемонов изрядно всколыхнуло экономику: продукция «покемонной» тематики обернулась миллиардными вливаниями в машину, производящую ширпотреб. Затем наступила эра почти полного забвения зверушек. Рейтинги мультфильмов с их участием упали, футболки с их мордашками износились. Все прошло? Оказалось, нет. 6 июля 2016 года можно считать началом новой эры покемонов, их второго пришествия. Из телевизоров чудища передислоцировались в смартфоны. Сбылась мечта фанатов покемонов времени миллениума: крошки стали реальностью и живут вместе с людьми.
Сумасшедший дом
— Причину бешеной популярности приложения нужно искать не в персонажах, — уверен клинический психолог Андрей Жиляев, завкафедрой нейро- и патопсихологии Института психологии им. Выготского РГГУ. — Просто впервые человека погрузили в виртуальную реальность… Подождите. А как же знаменитые шлемы и очки, отправлявшие человека в тот же виртуал? Или качественно сделанные игры, вовлекающие человека в борьбу с монстрами? Да, это было. Но тут произошел качественный скачок в развитии технологий. Игра отслеживает время и местоположение телефона, а затем располагает персонажей на карте перед пользователем. Все выглядит так правдоподобно, что человек полностью погружается в вымышленный мир.
— Это явление настолько новое, что мы пока не знаем, как на него реагировать, — признается профессор Жиляев. — Дело в том, что раньше мы таких людей… лечили. Если человек начинает жить в вымышленном мире — это явное отклонение от нормы.
Столь удачно реальный и виртуальный миры совмещены впервые. Наблюдать за процессом жутко. Вот мальчик Вася скачет по лужайке на даче. «Поймал!» — кричит он, замерев у клематиса. Мама смотрит на экран. Зеленая тварь уютно устроилась на клумбе. Абсолютно реальная.
Просто невидимая «глазом»… Психологи озабочены: новое явление оказало влияние на совершенно адекватных людей с устойчивой психикой.
Раньше подобная потеря реальности была характерна исключительно для душевнобольных — это общий и неутешительный вывод.
— Уже известны случаи получения увечий «благодаря» игре, — рассказывает Жиляев. — Чтобы достать покемона, люди забирались в опасные места, травмировались...
Москвичка Ольга Карпенко застала дочь стоящей на краю ванной: так 10-летняя Настя пыталась достать монстра. Теперь в семье раздрай: мама собирается вести близких к «специалистам», а папа и дочь считают, что обращаться к ним нужно ей — не понимает, как «прикольно» ловить гаденышей! Судя по всему, и правительству пока неясно, как быть с новым явлением: запрещать, ограничивать или не препятствовать развитию новых технологий. По мнению же Андрея Жиляева и его коллег, происходящее напоминает некий глобальный эксперимент.
С выводами все медлят — нужно посмотреть, что будет дальше. Сколько будет длиться этот «просмотр» — неясно. Ведь увлечение телефонной охотой может схлынуть, а может пустить корни глубже.
Консерваторы или здравомыслящие
Опасений Андрея Жиляева философ и культуролог профессор Виталий Куренной не разделяет.
— Истории известно немало случаев, когда новые явления воспринимались в штыки. А тут человек по-новому воспринимает пространство, открывает для себя знакомый город с другой стороны.
По мнению профессора Куренного, слияние виртуального и реального имеет знакомые всем и не вызывающие отторжения аналоги: вспомним попытки режиссеров интегрировать театральное действие в зрительский зал. Ведь это по сути то же самое! В голосе профессора сквозит восхищение: — Удалось воссоздать виртуальную реальность! Раньше подобное считалось утопией.
Но с мнением профессора не согласны эксперты, исследующие влияние коммерческих продуктов на потребителя:
— Для меня очевидно, что в случае с покемонами разработчики преследовали исключительно коммерческие цели, — считает Арсен Даллакян, эксперт поведенческого маркетинга. — Заработок в 1,8 миллиона в день, в который входят маркетинговые доходы, свидетельствует о том, что создатели думали в первую очередь о выгоде.
Ставка на тягу человека к развлечениям оказалась беспроигрышной.
По мнению эксперта, игра в охоту на покемонов доказывает, что потребность в удовольствии заставляет человека делать то, что он не стал бы делать осознанно.
— Еще недавно вы и подумать не могли, что человек может рыскать по кустам в поисках вымышленной компьютерной графики, — замечает Арсен Даллакян. — Но люди, ценящие свободу разума, не позволят манипулировать собой, тратя время на игры, придуманные коммерсантами.
— Прогресс предлагает новые развлечения еще до того, как человек успел о них задуматься, — уверена психолог Анна Шубина. — Нужда размышлять над предложением фактически отпадает. К тому же игру позиционируют как полезную: ведь она заставляет много двигаться, чем не «здоровый образ жизни»? Меня настораживает проявленная мировым сообществом стадность. Если человечество так легко заглатывает наживку и клюет, кто знает, что насадят на крючок в другой раз.
ЦИТАТА
Анатолий Вассерман, публицист, политический консультант:
— Эта забава — самый простой способ собрать толпу по сигналу, а нам всем известно, что толпа всегда глупее самого глупого человека в толпе. На мой взгляд, Pokemon Go — массовая глупость, к тому же очень опасная.
Приведу пример. В декабре 2014 года на площади Независимости в Киеве собрались люди, много людей, они сами не понимали, зачем там стоят. Затем участники начали массовую потасовку, было много жертв — и опять словно под гипнозом… Теперь появилась игра Pokemon Gо.
При помощи нарисованных персонажей людей стянут в одно место и прикажут им выполнять указания. Ситуация может дойти до абсурда.
Более того, так можно стянуть в место массового скопления тех людей, которые обычно толпу не переносят.
Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст:
— Как писателю это явление мне, конечно же, очень интересно. Можно описать, как меняется психология людей, как они буквально сходят с ума от обычной игрушки. Я бы придумал мрачную историю летчика, который потерял управление, заигравшись в покемонов.
Вымышленный мир всегда будет манить человека, который стремится сбежать от скучной реальности. Разницы нет, кого ловить — покемонов или вампиров. Технология дополненной реальности существует десятки лет. В данном случае она была успешно реализована на переносных платформах, поэтому и началось общественное безумие. На самом деле это все очень опасно.
Надеюсь, помешательство закончится, и никаких книг мне писать не придется.
СПРАВКА
Слово образовано от словосочетания Pocket Monster — карманный монстр. Родились они не вчера, а в 1996 году в Японии, но запредельно популярны стали не только в ней, но и во всем мире. В нулевых болезненное увлечение монстриками пережили и российские дети.
ЦИФРА
721 разновидность покемонов существует в мире на данный момент. В игре же Pokemon Go на сегодняшний день задействован 151 покемон.
* Go home (англ.) убирайтесь